Культура

В Голливуде о нас фильм не снимут: Arctic open принимает заявки на воркшоп «Мобильное кино»

17 сен 2019, 10:58
В рамках III Международного кинофестиваля Arctic open состоится обучение съёмкам на камеру мобильного телефона.

Технопарк САФУ станет площадкой для воркшопа, где можно будет получить практикум съемки на смартфон. Занятия будет вести Борис Гуц, московский режиссер и сценарист, идеолог движения Mobile Filmmakers. Его полнометражный фильм «Фагот» — первый в России, целиком снятый на iPhone. Картина получила восторженные отзывы критиков и удостоилась ряда наград. Весь фильм рассказан от лица главного героя, которого нет в кадре.

К участию приглашают операторов, сценаристов и режиссёров. Всего в воркшопе будут проходить обучение до 20 человек. Принимаются заявки от жителей Архангельской области, СЗФО и других регионов России. Регистрация на участие обязательна по ссылке.

Борис Гуц рассказал о том, как будет проходить рабочая мастерская.

 — Борис, расскажите, как стать участником воркшопа?

 — Для каждого претендента есть тестовое задание — снять видео «Мой день». Это нужно, чтобы я мог оценить способности потенциальных участников, но прежде всего мне важен сам человек. Хочется собрать мозаику: чтобы это были люди, интересные друг другу, чтобы они не повторялись, каждый был уникальным. Итог работы во многом зависит от ребят, я буду только помогать. В первый день запланировано немного теории, а затем — много практики. У самого упрямого и целеустремленного из учеников за 3–4 дня может получиться снять фильм.

 — То есть не всем на интенсиве удается снять кино?

 — По опыту таких занятий скажу: конечно, не каждый выйдет после них с фильмом. Но если кто-то вдруг сорвется с дистанции, он всегда может помочь другим. Кино — это штука коллективная, и некоторые ребята, когда в какой-то момент понимают, что пока не готовы создать что-то свое, могут помочь в начинаниях другу.

 — Какая техника должна быть у участников? iPhone?

 — Необязательно iPhone. На других мастер-классах снимали и на Samsung, Nokia… Но я свои фильмы снимал на iPhone и в этом, конечно, больше разбираюсь. Те же Samsung и iPhone дают немного разное изображение по резкости, по четкости. Но снимают, повторюсь, на все, что угодно. Главное не то, что у тебя в руках, а то, что в голове. А снять можно и на Polaroid. Важнее идея, а не финансовые возможности

 — Участники должны прийти со своей идеей или вы поможете придумать? Наверняка бывают ситуации, когда человек самое большее, что снимал, — это сторис в Instagram, но участвовать в воркшопе очень хочется…

 — Сначала я выслушиваю уже готовые идеи, но чаще всего все они заоблачные, вселенского масштаба. Начинающие режиссеры не понимают, что за 2–3 дня это снять нереально. Для таких ребят уже есть опробованная методика, когда я «вытаскиваю» из людей воспоминания об интересных ситуациях и они потом сами говорят: «И правда, классная же история!»

 — То есть она обязательно должна быть реальной?

 — Нет. Ребята, особенно начинающие, чаще всего очень скептически относятся к своим историям, своему жизненному опыту, начинают что-то придумывать, но чаще всего все эти фантазии — вторичный продукт, оказывающийся такой схематической подсознательной сборкой того, что они видели в кино. Это никому не интересно, даже если они смогут реализовать замысел на уровне Тарантино или Кристофера Нолана, что вряд ли. Скорее всего, это будет хуже по качеству. Я готов выслушать любые идеи, и если они окажутся самобытными, оригинальными, буду только рад и помогу реализовать.

 — За последний год Архангельская область с завидной регулярностью попадает в федеральные сводки новостей из-за митингов, уголовных дел, заведённых на экоактивистов, взрыва под Нёноксой и протестных настроений. Если участники воркшопа выберут для себя такую тему, смогут ли они воплотить это в жизнь, или история должна быть более личной?

 — Если это действительно их задевает, почему бы нет? Искусство — это же отражение реальности при помощи художественных методов. Если ребята хотят попробовать себя в киноискусстве, все происходящее можно перевести на киноязык — понять, как эту тему рассказать «через себя», показать свое к ней отношение. Есть же такой жанр, как социальное кино. Я только «за», если кино снимается на актуальные темы, а не про то, что уже никого не волнует на протяжении ста лет.

 — В интервью вы иногда рассказываете, что в создании фильмов вам помогает наблюдательность: подмечаете, как выглядят и что говорят другие люди, их особенности, образы. Может ли это стать общей рекомендацией для тех, кто только собирается снимать кино?

 — Это мой личный опыт, я о нем рассказываю, даю лайфхаки, в том числе на практикумах. Участники будут выходить, собирать информацию, что-то слушать… Если кто-то поймет, что такой подход ему близок, — прекрасно; если найдут свои методы — по рукам никого бить не собираюсь. Я же не учу, моя цель — передать некий опыт, более-менее успешный.

 — А для вас полезны такие практикумы?

 — В Челябинске молодой режиссер Мария ОНИПКИНА сняла минутный этюд, я спросил, могу ли сделать из него полнометражный фильм, и в итоге получилась «Смерть нам к лицу». Фильм выходит в прокат в следующем году. Если перестать общаться с молодыми — это будет первым шагом на пути к старческому маразму. Я очень люблю общаться с молодежью, мне важно, о чем они думают и переживают. Это такой мой способ не стареть.


Проект Поморского культурного фонда «Берегиня» «III Международный кинофестиваль стран Арктики ARCTIC OPEN» реализуется на средства фонда Президентских грантов при поддержке Министерства культуры Архангельской области. Соорганизатор проекта — Северный (Арктический) федеральный университет.
Скрыть комментарии