Культура

В Архангельске возрождаются гонки на карбасах

Они пройдут в рамках форума по деревянному судостроению

09 июл 2021, 08:59

От Красной пристани 17 июля стартуют карбасы с необычными названиями «Койду», «Пошто» и «Сейгод». Первое название не имеет отношения к известному населенному пункту беломорского побережья, а значит на поморском диалекте вопрос «куда?» Два других понятны и без перевода.

Регата станет частью форума по теории и практике деревянного судостроения проекта «Матица». Масштабное мероприятие должно было пройти в прошлом году, но вмешалась пандемия. В нынешнем году форум состоится в Кенозерском национальном парке и Архангельске. О его соревновательной части рассказали журналистам директор Северного морского музея Евгений Тенетов и директор Товарищества поморского судостроения Евгений Шкаруба.

В старом Архангельске гонки на карбасах приурочивались к торжественным событием. Таковыми стали в 1870 году визит великого князя Алексея Александровича (сына императора Александра II) и празднование 300-летия города в 1884 году. Стартовали от Соборной (ныне – Красной) пристани. И ныне отправной точкой станет причал № 108 Красной пристани. Шесть команд – Северного морского музея, Товарищества поморского судостроения, САФУ, парусного центра «Норд», центра «Морские практики» и хора фрегата «Штандарт» (два последних – из Санкт-Петербурга).

Состоятся гребные и парусные гонки на карбасах: первый день – отборочный этап, второй – финал. Для них доставят специально пошитые паруса, фок и грот. На гребных гонках в команде пять человек: четверо гребут, пятый правит. Пройдут состязания в два этапа, первый определит полуфиналистов. Победители получат призы.

За образец судна для гонок был взят классический сельдяной карбас длиной 5,6 метра. Карбасы построены по документам из архива Соломбальской судоверфи. Северный морской музей взял в пользование у города пирс на Красной пристани, где могут швартоваться яхты и карбасы, и встал на последнюю стоянку речной теплоход «Коммунар». Половина пирса при этом отдана под прогулочную зону.

Сегодня возрождению в Поморье строительства карбасов мешают бюрократические рифы и бумажные мели. Принятие новых регламентов Евразийского таможенного союза затруднило строительство традиционных деревянных судов в глубинке. Как сообщил нам Евгений Тенетов, в рамках форума «Матица» запланирован круглый стол по вопросам регистрации маломерных судов, где на все вопросы ответят представителя ГИМС, морского и речного регистра, разъяснят нормы законодательства, касающиеся строительства и эксплуатации судов, оформления документов.

Евгений Шкаруба отметил, что еще два года назад считалось: традиции поморского кораблестроения утрачены, все глухо, но за короткий промежуток времени удалось проделать огромную работу: в Соломбале строят коч, на верфи при САФУ – поморскую шхуну и карбасы. Эти успехи отметил посетивший Архангельск специалист по деревянному судостроению Павел Филин. Напомним, что поморский коч станет героем нового документального фильма, снимающегося в Архангельской области и Якутии.

Между тем  новое время диктует необходимость новых технологий. Так, при строительстве карбасов не применяется прадедовский метод шитья с помощью кокор, их сменили новые ламинированные конструкции.

Накануне судоверфь посетила министр культуры области Оксана Светлова. В ходе встречи обсуждались пути сотрудничества и финансовые вопросы.


Николай Кармакулов
Фото: http://ocean-media.su/
Скрыть комментарии