Культура

Три часа буффонады: в архангельском драмтеатре попытались пересмеять Гоголя

Премьера «Ревизора» – такого прочтения пьесы Архангельск точно ещё не видел

30 сен 2018, 16:34
Казалось бы, что вообще можно написать о классической постановке классического произведения? С такими сомнениями мы отправились на предпоказ нового спектакля драматического театра. Впрочем, ещё заранее режиссёр пугал некой интригой…

И та самая интрига началась ещё до третьего звонка – вместо классического театрального занавеса зрителей встретило завешенное разнообразными печатными листами полотно – по всей вероятности, то были те самые письма Хлестакова «душе Тряпичкину» на Почтамтскую улицу или символ вечной русской бюрократии, а может и что ещё – ассоциативный ряд большой.



Однако то, что открылось за занавесом, сразу дало понять – классического тонкого гоголевского юмора и сарказма ждать не стоит – здоровенный конторский стол зелёного сукна, на котором будет происходить добрая часть всего действа.

Первая же сцена определила, что предстоит увидеть в ближайшие часа три – спектакль не из коротких. Фактически режиссёр Тимошенко выстроил весь спектакль в форме классической буффонады, где высмеянные самим Гоголем персонажи доведены до роли клоунов. Всё действо больше напоминает спектакль в стиле «Лицедеев». Этот цирк с ужимками, криками, беготнёй, сохранивший, впрочем, почти полностью оригинальный текст пьесы, правда, с небольшими вольностями, оглушал зрителя на протяжении всего действа. Поначалу такая трактовка пьесы показалась совершеннейшей дичью.

Но через какое-то время недоумения начинаешь понимать: ну, вот такой выбран жанр – либо уходи, либо оставайся в цирке. Остался – тогда воспринимай постановку такой, какая она есть. Тогда всё встаёт на свои места, и потихоньку начинаешь включаться в процесс. Включаемся.



Итак, декорации показались весьма удачными – уходящие в перспективу две стены «конторского» зелёного цвета с многочисленными дверьми, посередине многофункциональный конторский стол, играющий совершенно разные роли на протяжении всего спектакля, здоровенные, под стать ему, конторские стулья… Стилистически выглядело вполне по-гоголевски.

Костюмы. Довольно интересное сочетание классического покроя с утрированными клоунскими элементами. С одной стороны, сюртуки, цилиндры, треуголки, шинели, зипуны, та самая ермолка, с другой – маскарадные цвета и прочая атрибутика, придающая всему изрядную долю гротеска.

Музыка в исполнении самих актёров оказалась очень к месту. Помимо того, в разных мизансценах использовались совершенно неожиданные треки вроде биттловской «Мишель» или… а что уж там – гулять так гулять – основной темы из «Миссия невыполнима».

Актёры, надо сказать, были великолепны. Сказать, что кто-то недоигрывал, тут было бы неуместно, а что кто-то переигрывал – вообще нельзя, ибо в таком жанре переиграть попросту невозможно. Похоже, всё ставилось по принципу «чем больше гротеска – тем лучше». Больше всего досталось, конечно, городничему и Хлестакову – браво!



Вопрос в другом. Возможно, такой балаган кому-то мог показаться неуместным. В самом деле, гоголевский «Ревизор» настолько ироничен и саркастичен сам по себе, что насколько оправдано его превращение в комедию-буфф?

На сцене мы видим не музейную реконструкцию, а живых, узнаваемых персонажей, с которыми встречаемся в жизни. Костюмы, декорации, предлагаемые обстоятельства пьесы, – из XIX века, а актёрское правдивое существование – из XXI-го, – говорится в театральном анонсе. Да уж, о «музейной реконструкции» тут и заикаться не стоит.

Ещё одна цитата из анонса: «...К сожалению, зло часто остаётся безнаказанным. Наш спектакль – это попытка восстановить справедливость». Но ведь Гоголь – на то и Гоголь, что в его персонажах, даже таких, какими он сам их себе представлял, мы видим сегодняшних деятелей – к сожалению, с тех пор, действительно, всё осталось по прежнему, а уж в нашей-то действительности они все просто всплыли, как то, что обычно не тонет. Городами зачастую управляют те самые Городничие, в судах сидят такие же Ляпкины-Тяпкины, социалкой заведуют Земляники и вообще все так называемые «элиты» выглядят один в один как действующие лица «Ревизора»… С этой точки зрения, может, и имеет смысл показывать «героев» именно в таком свете.

Александр МакГрэгор
Екатерина Чащина
Скрыть комментарии