Культура

Театр «Особняк» стоит особняком, или почему человеку искусства нельзя быть эгоистом

01 апр 2021, 21:21
В рамках программы «Большие гастроли» Архангельск посетил театр «Особняк».

«Человеку искусства нельзя быть эгоистом! — с этой фразы начал своё приветствие Сергей Самодов, директор Архангельского театра драмы. — Когда в Санкт-Петербурге я посмотрел этот спектакль, то понял, что хочу, чтобы его увидели и Архангельские зрители».

Театр «Особняк» — независимый и негосударственный. По словам актрисы Алисы Олейник, «Особняк» — это пространство для экспериментов. Говоря про спектакль «Комната Герды», в списке которого целый ряд внушительных наград — национальная премия «Золотая маска», «Золотой софит», «Театрал», «Рождественский парад», национальная премия «Арлекин», премия Владаса Багдонаса, премия фестивалей «Великий Петрушка», «Сказочное королевство», «Перекрёсток», «Монокль», девушка поясняет:

«Ну какой еще театр позволит актёрам год, год! совершенствовать спектакль и кардинально его менять раз от раза в ходе подготовки. Менялись реквизиты, антураж, сцена. Изначально хотели в спектакле обыграть 8 кубов — как 8 частей сказки Г. Х. Андерсена, но потом пришла в голову идея про комнату».

Художники Николай Хамов и Кира Камалидинова помогли воплотить идею в жизнь. Изначально спектакль позиционировался как моноспектакль, но потом, вместе с идеей про комнату, пришло осознание, что воплотить задумку одной Алисе не под силу.

«Вы же видите, комната — живая. В ней всё движется, взаимодействует со мной. И когда мне пришлось выбежать из комнаты передвинуть красные башмачки, а потом забежать обратно, мы поняли, что выходим за рамки моноспектакля, что это история для двоих», — говорит актриса.


Так в спектакле появился Евгений Филимонов и он играет…комнату. Куклу под названием комната.

«Женя драматически играет с предметами, сейчас невозможно представить себе спектакль без двух актёров. Мы — как единый организм, работаем слаженно, ориентируемся на звук, ведь мы не видим друг друга», — комментирует Алиса Олейник.

«Комната Герды» — многожанровый спектакль. Это и цирк, и пластический, психологический театр, инженерный, театр художника, кукольный, театр теней.

Действие спектакля длится 1,5 часа и за это время, Герда, по сути, не покидает комнату, но, благодаря безупречной игре актёров, мы чувствуем всю динамику сказки. Одни и те же предметы меняют своё обличие: выдвижной стол становится лодкой, зеркало — окном, цветок — метлой и палкой.

Помимо Герды, которая превращается то в ребенка, то возвращается в старость, Алиса играет и других персонажей в спектакле — двух старушек, королеву, разбойницу и других. Плюс управляет большим количеством объектов и кукол. Лапландка, цветочница, Герда в старости и сама Снежная королева — у всех лицо актрисы Алисы Олейник.

Со слов актрисы, старая Герда — главный герой. Именно она символизирует пограничное состояние между жизнью и смертью. А кто же тогда Снежная королева? По мнению актрисы, Снежная королева списана Андерсоном со своих детских воспоминаний и характеризует саму смерть: «В личном дневнике он писал «Ледяная дева за моим отцом пришла».



На следующий день, 31 марта, состоялся показ спектакля «Машина едет к морю» — трагифарс в духе Сэмюэля
Беккета. Сложившийся актерский тандем Дмитрия Поднозова и Алисы Олейник дополняет актер театра и кино, ученик Л. Додина — Анатолий Хропов. Действие спектакля также происходит в одной комнате. Ее обитатели — слепой старик, его внук-аутист и приходящий к ним на помощь сосед, местный дворник. Герои говорят до абсурдности громко и резко, словно пытаясь докричаться не только до друг друга, но и до самих себя. Находясь рядом практически всё время, они остаются безнадёжно одинокими. Будничные перепалки, ссоры, высказывание обид — всё это часть ограниченной комнатой жизни каждого персонажа.

То, что герои как будто уже не существует в этом мире показано через невесомые детали. Во время одной из ссор, сосед Борис ударяет старика и тот падает без чувств. До конца невозможно понять, умер наш герой или нет?

Сложенные на груди руки, покрытые белыми полотенцами ступни, зловонный запах немытого тела, безуспешные попытки поднять и усадить старика в кресло, при этом дёргая его то ногами вперед, то назад и, конечно, истошные вопли внука, Виктора: «Борис убил дедушку, Борис убил дедушку!» — не дают зрителю однозначного ответа.

Красной нитью чрез спектакль проходит образ воды, как чего-то живительного и одновременно пугающего. Так, Виктор не моет посуду, потому что боится утонуть в раковине, но страстно, всей душой хочет ехать на машине к морю. Он никогда его не видел, но уверен, что там им троим обязательно будет хорошо. Море — свобода. И когда взрослые начинают мечтать вслух, прекрасно осознавая тщетность своих желаний, у Виктора нет сомнений, что нужно лишь ехать! На старой, сломанной машине, на которой погибли, разбились его родители, лишь бы к морю!

За рулём будет слепой дед, ну и что, лишь бы ехать, лишь бы вырваться из этих четырёх стен. «Я одет. Я готов. А вы?» — вопрос, заданный внуком, эхом отдаётся во всём зале, пожалуй, каждый присутствовавший понял, что последняя реплика спектакля обращена вовсе не к персонажам, а к каждому из нас.

Наталья Матвеева
Фото: Архангельский театр драмы, группа «Вконтакте»
Скрыть комментарии