Культура

«Рыбный обоз»: хороший улов из четырёх эскизов

04 июня 2018, 16:27
Название лаборатории молодых режиссёров никак не связано с нашим великим земляком, ушедшим с тем самым рыбным обозом в Москву, скорее наоборот. В Архангельск на две недели приехали молодые режиссёры из Москвы, Санкт-Петербурга и Краснодара и поставили на сцене театра Драмы эскизы, из которых потом могут получиться полноценные спектакли. Много лет к такому формату не обращались в Архангельском драмтеатре, но не зря вспомнили снова, так как «улов» оказался большим и вкусным.

Как понятно уже из анонсов, ограничений в выборе материала для постановок практически не было, поэтому за один день зритель увидел чеховские «Три сестры», «Смерть Тарелкина» Сухова-Кобылина, «Сиротливый запад» Макдонаха и «Холстомер» Толстова.

Главный режиссёр театра Андрей Тимошенко рассказал, что заявок на участие в лаборатории молодых режиссёров было много, отбирали лучших всем составом, учитывались и пожелания артистов. Как и во многих творческих коллаборациях, и здесь не обошлось без «химии».

«Часто совпадало - актёр хочет эту роль или пьесу, а режиссёр хочет именно этого актёра или актрису. Некоторые актёры раскрылись по-новому и неожиданно», - рассказал Андрей Тимошенко.

Такую лабораторию запустят и в следующем году, но уже по произведениям Фёдора Абрамова. В ней будут участвовать три режиссёра, чтобы всем хватало мест для репетиций.

За две недели в архдраме были поставлены четыре эскиза. Изначально заявлено было 20-30 минут на один эскиз, но представления затянулись, одно из них шло больше часа. Зрители не устали, так как дважды меняли локацию.

«Дак это ты убил мою собаку?» - «Ну, прости»

Первой постановкой, которую увидели зрители, стал эскиз по пьесе Макдонаха «Сиротливый Запад».



Мартин Макдонах - британско-ирландский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и драматург, известен по фильмам «Три билборда на границе Эббинга, штат Миссури» и «Залечь на дно в Брюгге».

Режиссёр Александр Николаев из Краснодара с помощью архангельских актёров Михаила Кузьмина и Ивана Братушева показал финальную сцену, где два родных брата «исповедуются» в разного рода грехах и обидах, которые наносили друг другу в течение всей жизни. С развитием действия признания всё больше напоминают бахвальство и градус напряжения повышается. Интересно, что желание сыграть в эскизе выразил Михаил Кузьмин, отказавшись от главной роли в «Смерти Тарелкина».

Сами зрители находились тут же, на сцене, видели перед собой разворачивающееся действо и пустой зрительный зал, что, нужно сказать, создавало определённую атмосферу.

«Умру всласть!»

После просмотра первого эскиза зрители чуть-чуть поразмялись, поднявшись на камерную сцену. Здесь увидели отрывок из комедии-шутки Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Сухово-Кобылин в своём произведении высмеивал глупость и бюрократизм. Главного героя в этом эскизе и должен был сыграть Михаил Кузьмин. Его заменил молодой актёр театра Артур Чемакин. То, как он с профессиональной точки зрения отыграл поставленную роль Тарелкина-Копылова, решать режиссёрам, но зрителям точно понравился образ хитрого, весёлого и улыбчивого Тарелкина. В постановке также участвовали Юрий Прошин, Алексей Ковтун и Татьяна Боченкова. Поставил эскиз режиссёр Павел Алексеев (г. Краснодар).

Лошадь упала, упала лошадь…

Начавшись стихотворением Маяковского, далее повествование эскиза продолжается от имени лошади – мерина Холстомера, которого сыграл Евгений Нифантьев.



«Холстомер» – это повесть Льва Толстого. Есть инсценировка, которая была поставлена в БДТ имени Г. Товстоногова, там Холстомера играл советский актер Евгений Лебедев. У нас не инсценировка. У нас взяты отрывки из нескольких мест повести и соединены в одну небольшую историю. Главный герой мерин Холстомер через всю повесть проходит как рассказчик. Только в двух местах как герой, один из персонажей. Получается, что во всем эскизе я даже не персонаж, я рассказчик. Где-то есть пара предложений, монологи, где я выступаю от лица мерина, но тут же перехожу на третье лицо рассказчика. Такие тонкие грани. Приходится быть в трех ипостасях: и конем, и не конем, и рассказчиком, и одновременно конем. Все условно», - сказал Евгений Нифантьев.

Режиссёр из Москвы Андрей Цисарук рассказал историю взаимоотношений людей и животных. Как это часто бывает, она оказалась глубоко трагичной. В эскизе также были заняты: Сергей Чуркин, Александр Субботин, Мария Степанова и Константин Мокров.

«Три сестры никогда не уедут»

После перерыва зрителям показали отрывок из пьесы Чехова «Три сестры». Это был самый длительный эскиз. В постановке были задействованы 13 актёров труппы. Зрителей также вовлекли в действие – усадили за стол, кормили пирогами и наливали в стопки. Глеб Володин, санкт-петербургский режиссёр, поставил историю об ожидании счастья, о бесплодных мечтах и унылой реальности.



И здесь совпали желания актёра и режиссёра. Ещё перед началом творческой лаборатории Мария Беднарчик в заявке написала, что хочет сыграть чеховскую Машу в «Трёх сёстрах» и режиссёр Глеб Володин тоже хотел, чтоб играла именно она.

Из таких разных эскизов зрителям можно было выбрать, какую постановку полностью они бы хотели посмотреть в первую очередь. Все режиссёры получили дипломы участников лаборатории «Рыбный обоз». В ближайшее время в театре драмы примут решение о большой постановке самых удачных эскизов.

Анна Морозова
Перейти к комментариям