Культура

Режиссёр Сергей Знаменский о «Настоящем сценарии»: есть два типа людей

22 ноя 2018, 08:01
В номинации «короткометражные фильмы» кинофестиваля Arctic open будет представлен фильм режиссёра Сергея Знаменского «Настоящий сценарий».



Молодой сценарист вдруг обнаруживает, что всё, что он пишет — сбывается. И однажды он становится пленником им же созданного персонажа, который приходит мстить за погибшую жену. Сможет ли сценарист переписать прошлое и всё изменить?



Почему Вы решили снять фильм на тему творчества и ответственности за него?

Я бы сказал, что «Настоящий сценарий» не только об ответственности, и уж тем более он совсем не о творчестве. Он точно не про то, как «оживший персонаж пришел мстить своему создателю». Это мое размышление о том, что же такое судьба и жизненный путь каждого из нас. Кто или что движет нами? Судьба ли, Бог, сам человек? Что именно заставляет нас принимать те или иные жизненные решения? Что есть понятие ответственности за совершенные действия, существует ли вселенская ответственность и вообще, – кто стоит за всеми нашими поступками? Образно говоря, на мой взгляд, есть два типа людей – есть те, кто считает, что все в мире уже предопределено свыше, и есть те, кто считает, что мы сами творцы своей жизни. Вечный спор между этими двумя жизненными концепциями и заставил меня самого задуматься: что же такое судьба и кто такой Бог? Может быть Богом мы и называем ту самую судьбу? Или все же каждый человек сам творец своей жизни, то есть каждый человек «сам себе Бог»? Да, конечно, я постарался уйти от прямого клише заумных арт-фильмов, упаковав свою идею в понятную и может быть даже немного коммерческую форму, но тем не менее это мой подход к зрителю и я считаю, что подобную мысль можно доносить не только многозначительным молчанием героев в кадре, но и с помощью визуально понятной драматургии через призму, казалось бы, заурядной истории о сценаристе, слова которого сбываются. Да, я не первый, кто снимает фильм с подобной фабулой, но в ней я метафорично заложил обозначенный выше смысл. Я буду очень рад, если уважаемое жюри заметит это и оценит мое видение как режиссера.



Главный герой – это собирательный образ, или Вы имели в виду конкретного сценариста?

Конечно, собирательный. Это образ каждого из нас, каждого со своими сомнениями, своими собственными мотивами и мыслями в жизни. Все мы живем и сомневаемся в верности своих решений, ищем возможности, стремимся к росту. И мой главный герой – не исключение. Просто он занимается тем, что придумывает истории. Он зарабатывает этим, он же сценарист. Но каждый из нас, на самом деле, занимается в своей жизни тем же самым, просто не в такой прямой форме. Мы сами придумываем себе истории, которые потом пытаемся воплотить в жизнь разными, иногда даже не очень хорошими, способами. Истории о красивой жизни, квартирах, машинах – все это наши мечты, а значит, мы хотим быть «творцами» этих историй. Станут они нашей реальностью или нет – зависит от наших дальнейших решений. Или все же это зависит от судьбы? Вот и давайте попытаемся это понять каждый для себя сам. Надеюсь, мой фильм в этом тоже чем-то поможет.



Какую задачу Вы ставили перед собой, когда задумывали этот фильм?

Очень интересный вопрос. В первую очередь мне хотелось сделать вызов себе самому, посмотреть, способен ли я на нечто большее, чем рассказать историю в двух локациях с двумя актерами, как часто любят у нас делать дебютанты. Да, звучит довольно смело, но лишь рискуя и делая вызов, можно чего-то достичь в нашей профессии. А если говорить не о философии, а о более приземленных вещах, то, конечно же, мне бы хотелось, чтобы эта история выросла в большой фильм. Мы с моим соавтором написали сценарий с некоторым запасом и показали лишь тридцать процентов всей этой истории. Так что, вполне возможно, скоро история о сценаристе и докторе обретет свой новый большой формат, и у нас уже есть предложения. Но секретов я пока раскрывать не буду.



Идея фильма о сценаристе, сюжеты которого начинают сбываться в реальной жизни, не нова. Чем Ваш фильм отличается от фильмов с похожей фабулой?

В первую очередь, он отличается визуальным способом выражения идеи фильма и метафорой наказания через образ времени. Многие режиссеры изучали тему времени, для каждого из них время – такой же объект повествования, как слова и мизансцены. В моём случае время – это непременный атрибут неотвратимости судьбы, ведь это кино именно о судьбе. Как таковое время в фильме – это абстрактное понятие, которое делает осознание понятия «судьбы» ощутимым, вызывающим тревогу. Время как палач главного героя. То есть время для меня – инструмент возмездия, инструмент разрешения конфликта. Мы с моим композитором использовали этот прием, например, в сцене с таймером. Но в фильме есть еще одна сцена, где в качестве аналога часов мы использовали пульсирующую одинокую ноту фортепьяно, что тоже является символом неотвратимости судьбы. Именно в этой сцене и происходит то самое возмездие, о котором я и говорю, именно в ней главный герой подходит к своему предназначению в этой истории. Кстати, для создания музыкальной темы фильма мне пришлось искать композитора очень долго, и он нашелся аж в Норвегии. Я считаю наш саундтрек особенным, не похожим на то, что сейчас присутствует в фестивальном прокате. Его, кстати, можно найти и скачать почти на всех мировых музыкальных порталах, так что вы можете слушать его и отдельно от фильма.



Почему фильм «Настоящий сценарий» имеет возрастной ценз 16+? С чем это связано?

Это связано, в первую очередь, с моей социальной ответственностью как режиссера. Закон требует от производителей фильмов определенного понимая того, как их фильмы могут быть восприняты молодым поколением, чему они могут научить. Я считаю, что свою социальную задачу в этом деле я выполнил, указав рейтинг 16+. Вопросы, которые я поднимаю в этом фильме, требуют некоторого жизненного опыта, поэтому слишком молодые зрители могут сконцентрироваться не на скучной для них философии, а на экшн-элементах насилия, которые присутствуют в этом фильме, – например, могут принять как руководство к действию сцены с похищением человека для решения проблем главного «злодея» и так далее. К тому же, в фильме присутствуют некоторые ругательные слова, хоть я и старался максимально минимизировать их присутствие и они не бьют по ушам.

Беседовала Александра Коковина
Скрыть комментарии