Культура

Режиссёр Евгений Безбородов о съёмках «Лебединого рая»: птицы не хотят попадать в кадр

«Лебединый рай», режиссер Евгений Безбородов

20 ноя 2018, 18:15
В преддверии кинофестиваля стран Арктики Arctic open нам удалось побеседовать с режиссёром документального фильма «Лебединый рай» Евгением Безбородовым. Его кинолента вошла в шорт-лист кинофестиваля.



Почему Вы решили снять фильм именно о лебедях, а не о каких-то других птицах? Чем они привлекли Вас?

Это долгая история. Мне предложили снять фильм для канала «Культура» на тему экологии и самому выбрать тему. Изучая материалы, обнаружил, что на Алтае есть уникальное незамерзающее озеро, где сотни лебедей, несмотря на мороз, проводят зиму. Стало интересно, стал копать дальше. Оказалось, что еще один лебединый заказник есть на Чукотке, где лебеди гнездуются. Там родилась идея фильма - два лебединых заказника, два сезона, круг жизни этих прекрасных птиц.

Чем отличается съемка фильма о животных от съемки любого другого фильма?

Это очень долгий разговор. Если совсем коротко, то я дважды снимал фильмы о природе – про серых китов Сахалина и про лебедей. И теперь понимаю, почему в России так редко это делают. Фильмы о природе требуют больших бюджетов, много времени для наблюдения за животными в условиях дикой природы, специальной техники и т.д. и т.п. Каналы пока не готовы в это вкладываться, поэтому лично мы снимали малыми средствами и чудо, что вообще удалось что-то снять.

Расскажите про опыт съёмки китов Сахалина?

Несколько лет назад мы снимали фильм про серых китов Сахалина. В заливе Пильтун, где эти киты проводят лето и кормятся, нашли нефть, одна за другой там стали ставить нефтяные вышки. Можно ли совместить нефтедобычу с заботой о китах и не приведет ли она к их уничтожению? Это и стало темой фильма.

Вы действовали по заранее заготовленному сценарию, или сочиняли его по ходу съемок?

Как и все остальные наши фильмы, этот фильм складывался по ходу дела. Изначально было ясно только одно: это фильм про лебедей и он будет сниматься на Алтае и на Чукотке. На Чукотке съемки вообще чуть не сорвались. Мы 16 дней провели в тундре в сложнейших условиях и только на 12 или 13 день смогли настигнуть и снять лебедей. Да и то издалека. В итоге главной сюжетной линией чукотской истории стала именно история поисков. Мне хотелось показать изнанку съемочного процесса, как непросто снимать фильмы о природе.

Что самое сложное при создании документального фильма о животных?

Самое сложное – это ждать. Все телевизионщики привыкли действовать по-быстрому. Метод реального наблюдения за ходом событий почти не используется. Все просят героев что-то сделать и это снимают. Но птицы и животные не хотят действовать по твоему плану и делать то, что ты хочешь! Они вообще не хотят попадать в кадр! Даже просто снять тех же лебедей в условиях дикой природы – большая удача. А подсмотреть интересные сценки – огромный и кропотливый труд. Повторюсь, нашим каналам пока не хочется это оплачивать. Поэтому в России так мало фильмов о природе.

Беседовала Александра Коковина

Фестиваль стран Арктики пройдёт в Архангельске, Северодвинске и Новодвинске с 6 по 9 декабря. С программой фестиваля можно ознакомиться здесь.
Скрыть комментарии