Культура

Пять распространённых заблуждений о деревянном зодчестве Русского Севера

Несколько обывательских наблюдений при «первом погружении» в материал. Итак…

16 мая 2018, 17:00

Деревянное зодчество Русского Севера:

· уникальное и неповторимое — не совсем верно
· древнее — всё относительно
· всё учтено и находится под охраной — и да, и нет
· было, есть и никуда не денется — вовсе нет
· нужно восстановить, и этого достаточно — нет

Деревянное зодчество Русского Севера – уникальное и неповторимое

И да, и нет. Дерево — материал относительно доступный и простой в обработке. Поэтому не удивительно, что и деревянное зодчество — явление в мире распространённое. Разумеется, традиции развивались везде по-своему. Однако, музеи народной культуры и деревянного зодчества под открытым небом можно найти во многих странах. На карте ниже отмечены музеи, в каждом из которых находятся десятки, а иногда и сотни интереснейших построек. И список далеко не полный.

В этом контексте уникальность деревянного зодчества Русского Севера заключается в том, что здесь деревянные постройки пока ещё массово сохраняются на своих изначальных местах, в «естественной среде». Прежде всего, это объясняется тем, что уклад жизни «деревянной цивилизации» — не такое уж давнее прошлое для Русского Севера. Во-вторых, большие расстояния и плохие дороги в равной степени способствуют как разрухе, так и сохранности уникальных памятников архитектуры. И, наконец, традиции деревянного строительства, перенесённые сюда новгородскими и ростово-суздальскими «колонизаторами», получили на Русском Севере весьма самобытное развитие.

Народное деревянное зодчество Севера не просто отражает культуру региона, но фигурально и буквально вмещает в себя особый северный уклад жизни, являясь монументальным воплощением традиции, смыслом и философией.

Традиционное деревянное зодчество Русского Севера – оно древнее

Вообще в мире существуют деревянные постройки ощутимо более древние, чем самый старинный памятник Русского Севера. Самой старой сохранившейся «деревяшкой» в мире считается буддийский храмовый комплекс Хорю Гакумон-дзи в Японии. Одним из старейших и по сей день обитаемых деревянных домов является Kirkjubøargarður на Фарерских островах. А в соседней с нами Скандинавии самым старым деревянным зданием считается ставкирка в Урнесе, Норвегия.

Деревянное зодчество Русского Севера в принципе ведёт отсчёт от начала новгородской экспансии – примерно с ХХ-ХI веков. Два самых старинных сохранившихся его образца — это церковь Воскрешения Лазаря (предположительно конец XIV века), которая сейчас перевезена с восточного берега Онежского озера в музей Кижи, и церковь Ризоположения (1485 г.), перенесённая из села Бородава на территорию Кирилло-Белозерского монастыря.

До сих пор разговор шёл о деревянных рекордсменах среди архитектурных древностей. Основная же масса сохранившихся образцов деревянного зодчества Русского Севера относится к периоду приблизительно с конца XVI века по начало/середину XX века. Если начальная точка отсчета обусловлена исторически (приходом новгородцев), то завершение этой истории требует отдельного пояснения.





Деревянное зодчество Русского Севера как традиция – было, есть и никуда не денется

Это не так. Мы сохраняем в узком кругу знания о том, как это устроено и о ремесле. Но традиция не поддерживается и не развивается уже десятилетиями. Вообще, для существования деревянного зодчества требуется несколько аспектов: инструмент, материал, школа ремесла, широко существующая традиция и особый уклад жизни.

Во-первых, материал. Его всё меньше. Современные реставраторы отмечают, что найти хорошее бревно, сопоставимое с подгнившим оригиналом, на Русском Севере уже весьма проблематично. Иногда проще привезти из Сибири. Ещё мой дед в 1980-х с усмешкой приговаривал вослед лесовозам: «Эх, карандаши повезли!» Имелась в виду толщина заготовленного леса. Несмотря на то, что ограничения на вырубку леса начал вводить Пётр I ещё в начале XVII века, лес рубят достаточно небрежно до сих пор.

Во-вторых, школа и ремесло. В целом, приемы деревянного строительства хорошо известны, изучены и да — есть мастера, способные их воспроизвести и даже передать ученикам. Но! Народное деревянное зодчество, умение возвести гармоничное и функциональное 40-метровое строение без специальных геодезических изысканий, чертежей и пресловутых гвоздей — это мастерство, требующее постоянной практики и совершенствования. Т.е., с фактическими знаниями и, тем более, инструментом особых проблем нет. Проблема именно в практике и развитии.

Наконец, самый важный аспект — окончательно изменился уклад жизни. Кто сейчас будет строить домину на семью из дюжины человек, с огромной поветью и хлевом для пары коров, лошадей, овец и прочей мелочи? Или в какой деревне теперь бывает востребован новый летний и зимний храм, да ещё и с колокольней? Северная деревня и мир в целом изменились безвозвратно — давно и навсегда. Это естественный ход вещей.

Единственный вывод, который здесь следует сделать — это то, что народное деревянное зодчество Русского Севера как живая традиция к середине ХХ века закончилось окончательно. Но объекты остались. На наше счастье.

Традиционное деревянное зодчество Русского Севера – всё учтено и находится под охраной

Судя по найденной в сети информации, последние комплексные исследования, охватывавшие территорию Русского Севера, проводились при подборе экспонатов для музеев под открытым небом Малые Корелы и Кижи в 1960-70х. В эти годы были подготовлены и опубликованы замечательные статьи и научные работы, к которым ещё не раз будем обращаться в нашем исследовательском проекте « Деревянная Архитектура Русского Севера». Изучение деревянного зодчества продолжалось и в дальнейшем, но уже более точечно. К тому же, складывается впечатление, что внимание исследователей до сих пор не привлекала значительная часть строений конца XIX – начала XX века.

Вообще, существует иллюзия, что есть масса организаций, занимающихся изучением и сохранением традиционной деревянной архитектуры, и у них всё сосчитано, описано и поставлено под охрану. Так, да не так. Организации, действительно, существуют — государственные, общественные и волонтёрские. Некоторые из них создают впечатление того, что заняты делом. Это не ирония — просто пока мало информации, ещё предстоит познакомиться поближе.

Кроме того, существует Единый государственный реестр объектов культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации. В таблице есть поиск по регионам и адресам. Даже беглого изучения реестра достаточно, чтобы сделать вывод о его формальности — описания скудные и часто неточные, фотографии невероятно устаревшие, а геолокация часто вовсе нелепая. Тем не менее, именно этот документ решено взять за основу для нашего проекта — подтвердить или опровергнуть, изучить подробно и дополнить.

Традиционное деревянное зодчество Русского Севера – нужно восстановить, и этого достаточно

Деревянная архитектура является, пожалуй, одним из самых очевидных и ярких традиционных брендов Русского Севера. Кроме того, традиционный дом абсолютно буквально вмещает в себя всё остальное — человека, несколько поколений его семьи со всем хозяйством, утварью, занятиями и обычаями.



Именно поэтому идея о физическом восстановлении самих объектов деревянного зодчества представляется очень правильной, но совершенно недостаточной. То есть, да — можно сделать памятник. Пустой и холодный. Можно попытаться наполнить его реконструкцией быта и утварью. Можно даже попробовать искренне погрузиться в тот уклад жизни и примерить его на себя. Но это никак не повлияет на неизбежный ход времени.

Возможно ли что-то сделать, чтобы зацепить хотя бы малую часть традиционной деревянной архитектуры и не обязательно традиционным, но органичным способом встроить её в современный мир и культуру? — Вот основной вопрос нашего проекта.

P.S.: Если захочется поспорить или прокомментировать — пожалуйста, ни в чём себе не отказывайте.

Николай Выморков
Фото автора

Перейти к комментариям