Культура

Мир Фриды Кало представили в Архангельске

17 мая 2021, 14:26

15 мая в Выставочном зале Союза Художников прошла Ночь музеев, которую назвали Ночь искусств в честь Фриды Кало. Прошли мастер-классы, экскурсия по выставке и для всех пришедших выступали музыканты.

Добраться до Фриды

В субботу вечером на улице ещё было совсем светло, автобусы спешили отвезти людей домой, а по-особенному занятые работяги боялись опоздать на последнюю встречу этой недели. Тот субботний вечер был необычный, как и ночь. 15 мая по всей России прошла Ночь Музеев.

В этот день я решила посетить Выставочный зал Союза Художников в Архангельске. В нём с 24 апреля открыта выставка репродукций Фриды Кало, знаменитой мексиканской художницы, и вся ночь была посвящена именно ей.

Едва я вошла в вестибюль Выставочного зала, как услышала музыку, наполненную мексиканскими мотивами, увидела небольшой столик с сухариками и начос в коробочках, на которых красовались миниатюры картин Фриды и большую картину вдалеке, почти в середине зала. Только картина была без лиц. Позже, конечно, я поняла, что это фотозона для гостей. Самих репродукций картин художницы пока не было видно.

Перебор гитарных струн, резкие и рваные ритмы, голос, поющий на неизвестном языке, а вокруг — работы архангельского художника Виктора Воробъёва, которые тоже обрели экзотический мексиканский шарм.

Я прошла мимо большой картины с отверстиями вместо лиц. Это была копия картины Фриды Кало «Фрида и Диего Ривера», а каждый посетитель мог вместо лиц супружеской пары подставить свои. Позже я заметила, что эта фотозона полюбилась тем, кто пришёл в сопровождении своей второй половинки. Очень милая деталь для ночи музеев.

Я дошла до конца зала и услышала мужской голос, который что-то громко вещал. Следующий зал умело прятался от посетителей за небольшой стеной, которую достаточно было обойти. Едва я ступила за порог второго зала, как звуки мексиканской музыки стали в два раза тише, отошли на второй план, а я вместе со всеми посетителями окунулась в мир Фриды Кало.

Копии Фриды, жизнь и смерть

Маленький светлый зал. Все репродукции картин уместились на трёх стенах зала и на небольшой узкой стене посредине, а у четвёртой стены, что с окнами, стоят прозрачные шкафы, в которых разместили фотографии, черновики и маленькие репродукции. Словно одни работы Фриды Кало водят хоровод вокруг других.

Все посетители увлечённо вслушивались в рассказ экскурсовода Марка Никитина. Юноша рассказал о том, как Фрида, будучи 18-летней девушкой, попала в аварию, а после посвятила этому происшествию картину «Автобус». Я решила оглядеться, чтобы познакомиться с пришедшими и найти наиболее занимательных персон. Стоило мне повернуть голову, как мои глаза заметили двух стоявших почти рядом девушек в нарядах, похожих на наряды Фриды: одна — в чёрном наряде с цветочными узорами на юбке и рукавах рубашки, на голове её был венок из пышных искусственных роз красного, белого и жёлтого цвета; а вторая была одета в красную кофту и длинную разноцветную юбку, на которой были нарисованы маленькие Фриды, на голове её был зелёный ободок, расшитый бисером, на плече — цветастый синий платок, а в руках — белая разрисованная сумочка. Они стояли очень близко и напоминали ту двойственность, что всегда была в работах Фриды: смерть и жизнь.

В мексиканской культуре отношение к смерти отличается от того, к которому мы привыкли. Для мексиканцев смерть — часть жизненного цикла, но никогда не ассоциировалась с концом. Поэтому и Фрида, выросшая в этой культуре, всегда любила обращаться к осмыслению смерти. Впрочем, сама судьба художницы была очень уж непростой и вечно сводила Фриду со смертью: полиомиелит в детстве, авария в 17 лет, из-за которой позвоночник девушки был сломан в трёх местах, одна нога — в одиннадцати, а железный прут прошёл насквозь и раздробил тазобедренную кость, позже из-за этих травм художница так и не смогла родить ребёнка, в последние годы ей ампутировали ногу. Однако, при всём трагизме собственной судьбы, Фрида Кало любила жизнь, веселилась, творила, пела страстные песни, заводила романы, пила текилу, курила, рассказывала похабные анекдоты.


Экскурсовод привлёк меня своими словами о том, что художница была замужем за Диего Риверой. О нём я тоже слышала, именно картина с ним стояла в фотозоне.

Слушатели начали понемногу отпочковываться, но в основном все продолжали держаться рядом с экскурсоводом. Среди них я заметила и мужчин, и женщин, были на выставке и дети. Одни слушали внимательно, вместе рассматривали картины, другие рассеянно смотрели по сторонам, стараясь посмотреть на другие полотна, а третьи самостоятельно знакомились с выставкой. Через час экскурсовод подошёл к последней картине.

Венки из цветов, музыка и картины

Настало время мастер-классов. В выставочном зале Союза Художников в Ночь музеев пообещали мастер-класс по созданию венков и картин в стиле Фриды Кало. Когда же посетители вышли, то вновь услышали мексиканскую музыку, а на импровизированной сцене их уже ждали музыканты, держащие на коленях гитары.

Столик с искусственными цветами, клеевым пистолетом и тонкими ободками ждал своих учеников. Он был тут же, рядом с музыкантами.

 — Вы будете проводить мастер-класс? — осторожно спросила я женщину в красном наряде и с венком из искусственных цветов, наподобие тех, что лежали на столе.

 — Нет, — улыбнулась она в ответ. Она была бы точной копией Фриды, если бы не короткие светлые волосы.

Подошла другая женщина, в классическом наряде: белый верх и чёрный низ. Её алые губы расплылись в улыбке, и она спросила:

 — Хотите сделать венок?

 — Нет, я сегодня только фотограф, — ответила я, но сразу скажу: через два часа я сдалась и тоже смастерила венок из белых цветов. Слишком увлекательно мужчины, женщины и дети приклеивали искусственные цветы на ободки, чтобы смастерить для себя и любимых пышные венки в стиле Фриды Кало. И никто не сделал двух одинаковых, все остались строго эксклюзивными аксессуарами.

Другой мастер-класс проходил на самой выставке картин мексиканской художницы, в том маленьком белом зале. Нарисовать картину в стиле Фриды Кало под руководством опытных преподавателей хотелось всем. А ещё учеников угощали конфетками. Меня тоже угостили.

 Кто-то рисовал пастельными мелками, кто-то гуашью, кто-то акварелью, но все старались повторить картины Фриды Кало. Своими экспериментами все остались довольны. Две девочки, всё время проводившие на выставке вместе, рисовали мелками на чёрных листах арбузы, женщины на другом конце стола — цветы с длинными лепестками, а две девушки, сидевшие в середине длинного стола, акварелью повторяли картину Фриды «Солнце и жизнь».

Пока все увлечённо творили, выступления двух гитаристов закончилось и на сцене оказались две девушки. Они пели песни на русском, французском, английском, идеально владея своим голосом. Вокалистки пританцовывали, создавали лёгкое расслабляющее пространство вокруг и улыбались то друг другу, то словам песни, то слушателям. Надо признаться, что им не повезло, ведь все были на мастер-классах и слушателей было немного, но те, что были, наслаждались выступлением.

Покидая Выставочный зал с венком на голове и новыми ощущениями в душе, я подумала: какой же всё-таки прекрасный вечер получился, а я и не заметила, как прошло три с половиной часа.

Анастасия Кожевникова, фото автора

Скрыть комментарии