Культура

Лики святые копченые

Фрески церкви Успения Пресвятой Богородицы погибают...

18 января 2017, 14:02

Что имеем – не храним, потерявши - плачем

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что красуется на улице Логинова, д.1, построена в XXI веке по проекту архитекторов Геннадия Ляшенко и Владимира Никитина. Никто не будет оспаривать, что храм стал подлинным украшением Архангельска. Настоящей жемчужиной правого двинского берега областного центра. Уникальность церкви придают и строгие фрески внутренней росписи. Которые потихоньку уже гибнут. Гибнут не от сырости или строительных огрехов. Гибнут от нашего небрежения и отношения церкви.

Проблема из глубины веков

Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Симон Ушаков... Гении русской церковной живописи. Вернее, стали таковыми уже в новые времена. А в свое время были они просто богомазами в глазах церкви, служащими для украшения храмов. И когда открыли реставраторы их росписи под слоями позднейших записей, то обнаружились на святых бесценных ликах насечки, сделанные, чтобы крепче штукатурка держалась. Ибо не видели служители церкви ценности в их творениях. Ремонт был важнее.

Вспоминаются мне слова главного героя фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»: «Что же мы, дикари какие? В восемнадцатом веке живем…» Мы живем уже в двадцать первом, а ведем себя почти так же. Деревянные шедевры сайдингом обшиваем, чудо-фрески свечами коптим. Застит нам, что ли?

Бог свечки не считает

Церковь Успения Божией матери строилась на моих глазах. Перед самым освящением, в 2008 году, посчастливилось мне, благодаря директору «Архгражданреконструкции» Сергею Васильевичу Киткину, чья компания строила храм, побывать в нем. Уже тогда, в незавершенном виде, роспись архангельских иконописцев Сергея Егорова и Игоря Лапина восхищала своей самобытностью, необычностью, чувством стиля и гармонии. Надо думать! Ведь за образец они взяли византийские традиции Греции и Сербии XIV-XV веков, что само по себе интересно. Светлый колорит, приглушенные голубовато-охристые тона наполняли церковь воздухом. Будто в небе парят Образ Господа Вседержителя в окружении Небесных Сил, пророки и апостолы, святые подвижники земли Архангельской. С тех пор бываю в этом храме часто. И замечаю с горечью, как тускнеют краски, темнеют стены. Во время интервью с Сергеем Егоровым несколько лет назад коснулись мы и этой боли. С горечью говорил художник, что не раз обращался к отцам нашей епархии, чтобы обратили внимание, убрали свечи из храма. Не зря же существует практика луминариев, специальных мест вне наоса, где возжигают свечи. Или хотя бы не продавали молящимся парафиновых, от которых самая копоть образуется, а только восковые. Тогда же обратились мы к прихожанам, чтобы ставили одну свечку, потому как Бог все видит, все знает, ибо Он – Сущий, и читает в душах наших, а не считает свечки на поставцах.

Пару лет назад комиссия из специалистов и художников обследовала фрески. С заключением ее можно ознакомиться по ссылке. Одним из предложений было обустройство комнаты-луминария. И ее обустроили на втором этаже. Вот только открыли в ней еще одну церковную лавку.

В канун Рождества снова сподобился в Успенскую церковь зайти. И снова сердце кровью облилось. Ничего не изменилось в плане возжигания, а вот фрески еще немного потускнели.

Музей VS церковь

Сегодня ломают копья по поводу передачи церкви Исаакиевского собора. С одной стороны, логично: был отобран большевиками, стал муниципальной собственностью, музеем, но строился-то собор Русской Церковью, служил целям богослужения. Вроде, все правильно. Но ведь как подумаешь, что будет с ним происходить то же самое, что не историческая и культурная ценность, а ритуал и, может, и кощунственные вещи говорю, торговля свечной продукцией станут во главу угла, так сомнения обуревают. Да еще как узнаешь, что мхи, показатели экологической чистоты и исторической аутентичности кладки, с валунов Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря счистили, и щели бетоном залили по распоряжению отцов, совсем погано становится.

Вызывает неприятное недоумение противостояние музеев и церкви. В нашей новейшей истории как раз стараниями музейных работников сохранены многие культовые сооружения. С риском для собственного благополучия и даже жизни отстаивали они памятники культуры в виде храмов и церквей перед властью советской. Примеров тому уйма. Продолжали музейщики хранить культурное наследие и в тяжелые девяностые. Казалось бы, теперь, когда церковь стала играть в жизни общества все более заметную роль, им бы вместе взяться за сохранение намоленных мест. Но вот новые храмы строим, а исторические продолжают разрушаться. Взять хоть Красногорский монастырь. Еще в 1925 году, чему есть свидетельство – акварель архангельского художника Михаила Алексеева – стоял монастырь на чудном месте целый и ухоженный. А сегодня снег вокруг руин краснеет от осыпающейся кирпичной крошки. Переплелись на Красной Горке и российская история, и духовная сила нашего народа. Но, ни церкви, ни минкульту, выходит, до всего этого дела нет. Нерентабельный проект. Что вы там про развитие туризма, кстати, говорили? Конечно, строительство слона из пластиковых бутылок инфоповодов дает больше.

Будем полвека ждать?

Обратите внимание, в деревянных храмах, объявленных культурными и историческими памятниками, свечей не жгут. Хотя и продают. Ставят их люди в ящик с песком или кладут рядом с иконами. Выходит, возможно. Почему бы и в Успенском храме такое не обустроить?

Почему бы министерству культуры не собрать авторитетную комиссию и не рассмотреть вопрос о присвоении Храму Успения Божией Матери статуса памятника культуры и архитектуры XXI века? Или будем ждать 50 лет, когда исчезнут уникальные фрески под слоем копоти, и можно будет вкладывать средства в их реставрацию? В лучшем случае. А то просто, решением епархиального совета, нанесут на лики насечки, оштукатурят и запишут их потом сусальным золотом и яркой темперой. Чтоб богато было.

Владимир Анисимов
Фото с сайта uspensky29.ru

В продолжение темы публикуем интервью с автором фресок храма Успения Пресвятой Богородицы, иконописцем мастерской Антониево-Сийского монастыря Сергеем Егоровым.

Перейти к комментариям
Похожие новости:

Свечное благочестие и как с ним бороться

Сергей Егоров размышляет о судьбе росписей Успенского храма

31 января, 14:14

Крещение Господне, иордань в Лявле

В районе посёлка Хорьково в месте впадения реки Лявли в С...

19 января, 02:54

Крещение: где купели, какая погода и сколько воды нужно освятить

Православный праздник Крещение Господне пройдёт в ночь с ...

16 января, 09:48

В Северодвинске прошла божественная литургия с сурдопереводом

Божественную литургию с сурдопереводом провели в Северодв...

12 января, 09:11