Культура

Коронавирус не помешал «шпионскому» веселью на границе России и Норвегии

19 фев 2020, 13:23
В норвежском Киркенесе закончился фестиваль «Баренц Спектакль». Это большое культурное событие для маленького приграничного к России города Киркенеса. О некоторых мероприятиях фестиваля мы уже писали. Подробности в материалах под этой статьёй.



В Норвегии Киркенес называют самым русским городом — треть жителей — наши соотечественники. Баренц Спектакль проводится здесь с 2003 года — это настоящий коктейль из дебатов, выступлений политиков, общественников, экологов, бизнесменов. Здесь одновременно проводятся концерты, перфомансы, выставки, игры, спектакли и многое другое.



«Баренц Спектакль — внутренняя медицина для местного населения. Это событие, которое является очень важным для людей, которые тут живут. С другой стороны, мы позиционируем Киркенес, „продвигаем“ его для жителей других стран. В этом году тема фестиваля „Русский след“. Я очень часто говорю, что Киркенес — это русский город в Норвегии. Пусть это и таблоидное высказывание, но оно показывает, насколько важна связь с Россией для этого города сейчас и исторически», — считает мэр Сёр-Варангера, куда входит Киркенес, Рюне Рафальсен.

«Получаем больше, чем тратим»

Муниципалитет даёт грант организаторам на 250 тысяч крон из бюджета Сёр Варангера (примерно 1 715 000 рублей). Общие затраты фестиваля составляют около 5 млн крон (34 300 000 рублей).



«Мы тратим на это деньги, но муниципалитет получает многое обратно — это хорошо отражается на местном бизнесе. Если вы делаете мероприятия — то знаете, что это хороший бизнес. Сюда приезжают художники, люди искусства, актёры, журналисты. Им всем надо где-то спать, им всем надо что-то есть. Они все пьют в барах. Только на конференцию приехало около 300 человек. Баренц Спектакль привлекает много разных, связанных с фестивалем мероприятий. Во время конференции заседало множество политических групп, разных советов, федераций. Я говорил по десять речей в день», — рассказывает политик.



«Русский след» во всех мировых процессах

Пять дней с помощью культурных мероприятий, встреч и дебатов сотни зрителей и участников из разных стран выясняли, во всех ли мировых процессах виден русский след?

Оформление улицы также соответствовало происходящему. В центре города стояли двери, над которыми значились две фамилии: Путин и Трамп.



На шпионской выставке, рассказывающей о том, как современные технологии, с одной стороны облегчают нашу жизнь, а с другой могут её разрушить, был представлен шпионский зонтик и самодельный дрон, напоминающий голубя.



На многих мероприятиях появлялся осуждённый в России за шпионаж норвежец Фруде Берг.

Вечером все участники фестиваля отправлялись в местечко «Boris & Gleb 2.0». Организаторы воссоздали популярный бар на границе России и Норвегии, который был открыт в 1965 году во время Холодной войны. Там встречались русские и норвежцы.



В 2020 году каждый вечер фестиваля на сцене бара выступали несколько коллективов из России и Норвегии. Многим запомнилось выступление норвежских кавер-исполнителей «Gruppa Krovi». Они исполнили на русском песни Цоя. Продолжили вечер мурманская группа «Шиш da Малина». В другие дни каждый из участников мог найти коллектив для себя. Здесь прогремел и прокричал музыкальный перформанс от коллектива «Илья, Константин и я»; две девушки из Тромсё — коллектив Opphav — показали публике акустический хип-хоп, нотку безумия внесли питерские ребята из Poexxali. На Bigband из Осло все билеты были проданы заранее. Квартерт рок-артисток из Санкт-Петербурга Iva Nova заставил весь зал сесть на пол и спеть вместе с девушками.



По нашим скромным наблюдениям, многие артисты выступают как раз в том жанре, который бы отлично подошёл Архангельску для Фестиваля уличных театров.

Свадьба во время спектакля

Показ постапокалиптического спектакля «Трудный поход» состоялся в зале Fjellhallen, расположенном в скале. В последний показ постановки перед началом действа прямо на сцене мэр Киркенеса поженил двух влюблённых. На праздник оказались приглашены все зрители. Свадьба вовсе не являлась частью постановки, а была самой настоящей, просто проведённой в необычном месте в необычное время.



Бой барабанов, факелы, сама обстановка, звуковые и световые эффекты — всё отправило нас в будущее к концу нашей цивилизации и возрождению новой.
Сам спектакль для зрителя начинается ещё с очереди на вход. В форме очень напоминающей нацистскую к зрителям подходят и по одному отправляют за двери бункера — в зрительный зал. Все проходят проверку, чтобы сесть на своё место и насладиться действом.



В центре сюжета — гибель человеческой цивилизации и ее возрождение. Кстати, новых Адама и Еву зовут Сибирь и Европа.



В конце спектакля зритель также не просто хлопает, встаёт и уходит — каждого как будто провожает в иной мир какое-то потустороннее существо. Приходим и уходим ведь мы одни. Пройдя по лабиринту, на выходе мы получаем предсказание и бокал шампанского. И только потом потрясённые всем происходящим идём на улицу.



Коронавирус и туризм

Конечно, в этой части мира китайцы — одни из самых многочисленных и интересующихся регионом туристов. Коронавирус, бушующий в Поднебесной, не внёс ощутимые коррективы в туристический поток в Норвегии. Как сообщил мэр Сёр-Варангера Рюне Рафальсен, речь идёт не только о китайских, но об азиатских туристах в целом.

«Мы не столкнулись с очень сильным спадом. Мы можем с ним столкнуться в будущем, но пока этого нет. У двух туристов в Киркенесе подозревали коронавирус, но он не подтвердился», — рассказал мэр.

Наоборот зимний туризм набирает обороты в Норвегии, да и на Севере России. На следующий год планы уже есть — один оператор из Южной Кореи обещает привезти в Мурманск 40 групп азиатских туристов за зиму, которые потом поедут в Киркенес.

Анна Морозова

Фото автора и организаторов Баренц Спектакля, со станицы в соцсети.
Скрыть комментарии

Похожие новости:
16 фев, 15:11
14 фев, 19:18
13 фев, 23:05