Культура

Гиперборейские древности, индоевропейский символизим и древнерусский обряд: откуда пошли ошевенские тетёрки

28 дек 2022, 16:45
В Ошевенске под Каргополем открылся музей старинного местного обрядового печенья. Там покажут и расскажут, что это такое, и откуда пошло. Возможно, даже научат готовить.

Ошевенский куст деревень – место древнее и очень непростое. Как, впрочем, и его обрядовость, частью которой являются тетёрки. Печенье готовят из скатанного в жгуты теста, и выпекают в виде спиралей, петель, кругов – очевидно, представлявших солярные символы древнерусской традиции, а также и зооморфных фигурок. Раньше такая кулинарная магия использовалась для закликания несущих весну перелётных птиц, заговоров на урожай и вообще на плодородие – тетёрок позже начали использовать и в свадебных обрядах.

Однако сама история простецких, на первый взгляд, печенюшек, может завести в такие дебри, что за снежными заносами может показаться даже Гиперборея. Итак, ныряем омут памяти.

Вероятнее всего, каргопольские тетёрки – северорусский аналог магической кулинарии других русских земель, где с той же целью выпекали «жаворонков», «воробышков», «снегирьков». С весной связан и Тетёрочный день, праздновавшийся в этих местах 22 марта – в день весеннего равноденствия.

Можно предположить, что местные тетёрки несут более древний смысл, связанный с общеиндоевропейской символикой Колеса года, или в русской традиции Коловрата. Отсюда и основная форма печенья в виде спиралей и кругов. Возможно, это отголоски того знания, которое в индоарийских ведах связано с северной гиперборейской прародиной, сохранившегося на Русском Севере в санскритских названиях рек, озёр, топографических имён и мест силы, а также в обрядовости.

Подобно тому, как древний миф со временем превращается в детскую сказку, так солярные космологические символы превратились в печенюшки. Тем интереснее отследить корни обряда.

Так, «тетёрочная» символика тесно связана ещё только с одним местом – старинными поселениями на берегах Мезени. Чтобы как-то понять, почему ошевенский куст деревень роднит именно с мезенскими землями, находящимися по диагонали на совсем другом конце Поморья, стоит обратиться к генетике. Тема эта широкая и сложная. В двух словах, автохтонное каргопольское население ошевенского куста очень близко к мезенским русским из Мезени, Каменки и Дорогорского. Также генетика роднит их с населением белорусов Мядели, что под Минском, и русских Пучежа, что под Ивановом. Есть даже связь с жителями некоторых областей Италии, но это уже совсем другая история. Однако это не может не быть определённым образом связано со схожестью некоторых обрядов, если говорить о тетёрках.

Имея в багаже такую информацию, экскурсия по музею тетёрки в Каргополье может показаться куда более захватывающей.

Чуть раньше мы рассказывали не менее захватывающую историю поморской козули. Там тоже всё очень непросто. 
Скрыть комментарии