Культура

Фестиваль уличных театров в Архангельске сломает стереотипы

Чем вызвана ломка – новым форматом или недостатком финансирования?

25 мая 2018, 08:30
Оргкомитет фестиваля, его основатель и бессменный президент Виктор Панов приоткрыли завесу тайны. То, что фестиваль в этом году будет длиться всего четыре дня и День города пройдёт без участия уличных артистов, все уже, наверное, знают. Не будет в этом году и традиционного уличного карнавального шествия в честь открытия – его решено заменить чем-то иным. Чем? Об том чуть позже.

Сначала более изысканная версия сокращения времени музыкально-театрального безумства на улицах Архангельска. Виктор Панов уверен, что фестиваль должен меняться, как должен меняться и театр:

– Для меня фестиваль – это постижение нового. Если он не растёт – это труп. Если он не развивается – это мёртвый театр и мёртвый фестиваль.



По словам президента Архангельского международного фестиваля уличных театров, озарение накрыло его, когда труппа Молодёжки побывала на польском фестивале «Totus Mondus» в конце 80-х: «Я чуть в обморок не упал от того, что там увидел». Видимо, Виктор Петрович имел в виду множество совершенно новых форматов, в которых театр может существовать, особенно что касается уличной его ипостаси.

Уличный спектакль – это не зал, в котором зрителя можно запереть на два часа. Тут если зрителю не понравится, он просто пройдёт мимо. Надо уметь захватить зрителя, заставить его остановиться. Да и статус международного заслужить не так-то просто. Конечно, любое мероприятие может прилепить к себе такой эпитет, но, наверное, многим понятно: один-два приглашённых иностранных коллектива международным его не сделают. А это как раз то, что интересно публике, – узнавание чего-то нового, ранее не виденного. Архангельск, первый русский порт, первое, по сути, окно в Европу, и слова «все флаги в гости…» из пушкинского «Медного всадника» – это его история, традиция, если хотите, которая сегодня наиболее полно и масштабно представлена как раз этим фестивалем. Особенно ценно это в условиях нынешних непростых отношений с нашими соседями по старушке Европе, которые узнают Россию через культуру и общение.



– Вот, для чего нужны фестивали, – это культурный обмен, – уверен создатель действа. – Моя задача в том, чтобы гости полюбили мой край.

В общем, организаторы фестиваля объяснили его новый формат ломкой стереотипов – просто надоело делать каждый год одно и то же. Теперь карнавальное шествие будет заменено на этакую презентацию всех или почти всех участников в Петровском парке. Начнётся это в шесть вечера – за час до официальной церемонии открытия в Архангельском театре драмы. Те, кто по каким-то причинам не сможет попасть внутрь, имеют шанс увидеть всё практически в одном месте без беготни по площадкам. По факту это будет неофициальное открытие фестиваля для всего города.

Отказ от участия в Дне города в оргкомитете объясняют весьма убедительно – в этот день Молодёжный театр уезжает на фестиваль «Голоса истории» в Вологду, отказаться от которого, по словам Панова, он просто не имеет права. Хотя надо признать, что без участников фестиваля ежегодный городской праздник рискует оказаться пресным, сделанным по когда-то давным-давно созданным лекалам. К сожалению, события такого масштаба, на наш взгляд, в Архангельске проводить так и не научились. Уличные театры всегда добавляли действу той самой неожиданности и феерии, которой организаторы Дня города никогда архангелогородцев не баловали – тот же список формальных мероприятий, который можно увидеть на любом другом общегородском событии.



Между тем, у города есть ещё шанс разбавить пресность – из фестиваля выросло множество местных коллективов, которые вполне смогли бы внести яркие краски.

Кстати, по уже сложившейся традиции на уличных театрах будет две программы: in-программа и off-программа. В первой заявлены приглашённые коллективы из других стран и городов России, во второй – архангельские артисты и музыканты, те самые, что «выросли из фестиваля».

В официальной программе ожидается нескольких знаковых событий. Во-первых, к нам приезжает Антон Адасинский со своим театром «Derevo», который представит театрально-хореографическое действо под названием «Волчье танго». К слову, сам Панов вообще видит в таких событиях связующую нить, которая делает все проведённые в Архангельске фестивали неким единым и неразрывным целым. Так, к примеру, Адасинский в своё время начинал в коллективе Славы Полунина «Лицедеи», великолепие которого переоценить довольно сложно. Лицедеи побывали у нас не раз, по крайней мере «Снежное шоу» Славы Полунина вряд ли забудут те, кто его видел. Адасинский нашёл артистов Молодёжки в Париже – там он в то же время играл с Максимом Диденко. Диденко поставил в Архангельском молодёжном масштабное уличное действо «Путями Каина», а после привез на «Европейскую весну» мощнейшие «Конармию» и «Лёньку Пантелеева». Да и сам Адасинский, как надеется Виктор Панов, в будущем юбилейном для Архангельского фестиваля уличных театров году поставит с труппой театра новый спектакль. В целом, как-то так – культурная нить, цепочка событий. И это лишь один из примеров.



Ещё на фестивале ждут Джулиано ди Капуа, который в прошлом году привозил в Архангельск персонификацию и квинтэссенцию аргентинского танго «Марию де Буэнос Айрес». Правда, теперь Джулиано едет с совершенно неожиданным спектаклем «Слово и дело» поставленным по документам… доносам XVII века из русских архивов. Прямо заинтриговали, честное слово.

Ещё будет спектакль для детей, созданный испанскими артистами. Помните, их было две? Семейная пара, они ещё привезли с собой своего маленького ребёнка. Так вот, теперь их трое – парнишка тоже стал членом коллектива.

Фестивальная публика наверняка не забыла когда-то сотрясающих Архангельск в разное время всевозможными гуделками-дуделками москвичей из «Пакаvа Ить» и «1/2 Оркестра». Так вот – теперь участники обоих коллективов объединились под названием «Black Kandinsky».



Ещё будет проект «Картония», который на фестиваль неоднократно пытались зазвать. Если верит Википедии, это мультижанровый международный проект, ориентированный на создание творческого сообщества, участники которого совместно организуют и проводят разнообразные культурные мероприятия, основным из которых является регулярно проходящее на территории разных стран событие «Картонный Город» – материализация государства Картонии. Они приедут чуть не за неделю до начала фестиваля. Уже сейчас совершенно бесплатно набираются две группы, которые будут работать с картоном и потом на фесте делать перформанс – официальный оркестр «Картонии». Естественно, из картона. Панов в свойственной ему манере посвятил это действо… 80-летию Архангельской области, которая к картону, как известно, имеет довольно тесное отношение. Вообще-то организаторы обещают нечто совершенно удивительное.

Ну, чтобы совсем свернуть голову набекрень, организаторы проаносировали волшебника-иллюзиониста и (слабонервным лучше выпить валидолу) ирландского шпагоглотателя, который будет засовывать в себя разные совершенно несъедобные и опасные острые штуки и бог знает чего ещё.



Программа off в этом году обещает быть также весьма и весьма пёстрой: «Неизвестный композитор» с веселейшими фолк-штуками, «Провинциальные меха» с меланхолично-декадентскими композициями, «Mille Diaboli» со своими средневеково- фэнтезийными волынками-барабанами и разными «Играми престолов», «Табурэ театр», театр «Эссенция» плюс фестиваль уличного кино от «In Film», на котором обещают показать лучшее за пять лет.

Вся эта суматоха – и in, и off – смешается в какое-то общее музыкально-театральное безумство, которое захлестнёт Архангельск на три дня. Поскольку времени мало, график будет крайне насыщенным – в один из дней запланировано аж 19 выступлений.



Возникает вопрос: отчего на три, вроде же говорили о четырёх? Четвёртый день фестиваль проведёт на площадке М33. Почему – рассказал соорганизатор этого дня Максим Пушкин. Оргкомитет решил попробовать такой формат опять же впервые – действо начнётся с улицы (если не подведёт погода), а после перекинется в фойе, на танцпол и сцену. Организатор сразу оговорился – это за деньги, хотя, по его словам, сделано всё возможное, чтобы цена за билет была снижена, насколько это возможно. Всё будет происходить примерно с четырёх дня до десяти вечера в субботу, 23 июня. Помимо всех участвующих коллективов, главная интрига дня – приглашённые хэдлайнеры: СБПЧ с интеллектуальной электронной танцевалкой, Антоха МС с фанком и хип-хопом и питерские шляпники The Hatters с каким-то русско-цыганским хардкором. Кто все эти люди, нам не ведомо, но, говорят, широко известны и популярны.

Конечно же, оргкомитет фестиваля спрятал туза в рукаве, затаив интригу – то ли коллектив, то ли ещё что, о чём станет известно лишь перед самым началом праздника. Что это, говорить наотрез отказываются. Видимо, что-то уж совсем из ряда вон. Хотя посмотрим.



Ну, и напоследок, как обещали, вторая, более прозаичная причина нового формата – отсутствие адекватного финансирования фестиваля. По этому поводу Виктор Панов выразился по обыкновению весьма живописно: «Всем благодарен: министерству культуры, губернатору… но не могу сказать спасибо администрации города. Архангельск как бы выталкивает фестиваль».

Далее Виктор Петрович назвал обидным словом ещё депутатов Гордумы, которые, по его мнению, не в состоянии найти средства, потому что не понимают… В принципе, вероятно, так оно и есть, иначе уже и нам не понятно, почему фестиваль, получивший статус национального события 2018 года станет самым коротким за всю историю.

В следующем году, как мы уже говорили, Архангельск ждёт юбилейный фестиваль уличных театров, который, как Виктор Панов надеется, будет длиться минимум дней десять и соберёт лучшие коллективы из когда-либо участвовавших.

Александр МакГрэгор
Фото: Андрей Ларин, Александр Кулешов, Фестиваль уличных театров 2017 года
Перейти к комментариям