Культура

Ермилышев: На режиссёрском факультете мне сломали мозги

08 января 2018, 10:32
Выпускник режиссёрского факультета Щукинского института поставил в Архангельске спектакль, который попал в программу «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры». Это спектакль «Василий Тёркин», а режиссёр – Алексей Ермилышев.

Сегодня он готовит к постановке «Братьев Карамазовых» Достоевского, а в перерывах отвечает на наши вопросы.

– Алексей Александрович, откуда вы приехали?

– Из Москвы. Родом я из провинциального подмосковного города Орехово-Зуево. В 14 лет там я начал заниматься в молодежном театре. Потом поступал на актёрский факультет в Москве, не получилось. В результате попал в Высшую школу драматического искусства Анатолия Александровича Васильева. Он хотел создать свой вуз, также как «щука», «щепка», ГИТИС, но только обучение строилось бы на методе самого Анатолия Александровича. При театре было несколько лабораторий, я был в лаборатории Игоря Лысова, где провел пять лет. Потом были съёмки в сериалах, всевозможные антрепризы и прочие проекты.

В 2011 году поступил в Щукинский институт. Актёрская профессия очень зависимая, поэтому я пошёл на режиссёрский факультет. И это перевернуло всю мою жизнь с ног на голову. Там уже на первом курсе, чтобы тебе сделали режиссёрские мозги, надо сломать твои обыденные, читательские, любительские. Мне сломали.

В Архангельск меня пригласили поставить спектакль «Василий Тёркин». Всё получилось и мне предложили должность режиссёра. Это большая удача работать в таком большом региональном театре. Конечно, престижно было бы работать в Вахтанговском или Маяковке… Но я уже много раз убеждался, что Архангельск – это очень даже неплохой вариант!

– В чём плюсы Архангельска?

– Я знаю, что есть хорошие театры в Омске, Новосибирске, Красноярске. Но в основном, в провинциальных городах наблюдается запустение культурной жизни, не говоря уже о театральной. С одной стороны, население Архангельска всего 350 тысяч человек (кстати, в Орехово-Зуево – 250 тысяч), но он кажется очень большим. И он настолько европейский! Мы ездим по России, поверьте, Архангельск – европейский город. Здесь очень насыщенная театральная, культурная жизнь, не хуже, чем в Москве. Здесь всё время что-то происходит: прекрасные музеи, выставки, филармония, фестиваль уличных театров, театральный фестиваль «Родниковое слово», международный джазовый фестиваль. Жизнь кипит! Может быть, местным жителям это и не заметно, но я это вижу, и мне это очень нравится. Кроме того, здесь много работы. Это тоже хорошо. В Москве у меня столько работы не было.

– Напомните, что вы уже поставили?

– «Василия Тёркина», «Две дамочки в сторону Севера», «Загадочное ночное убийство собаки». Пока всё на камерной сцене Архангельского театра драмы.

– Что самое сложное в работе режиссёра?

– Самое сложное придумать решение твоего спектакля. На это уходят все душевные и физические силы. Можно взять пьесу, взять артистов, включить звук, свет, развести по мизансценам и вроде спектакль готов. Но это не будет иметь ценность. Халтура. Самое важное придумать решение той или иной пьесе, чтобы вскрывались совершенно новые смыслы. Такие, о которых читатель раньше даже и не подозревал. От этого ему будет хотеться перечитать произведение, пойдёт обратная связь. Придумать так – вот самое сложное!

– Какую свою работу считаете самой удачной?

– Из режиссёрских работ – «Василий Тёркин». Хотя, «Загадочное ночное убийство собаки» тоже неплохо получилось. Но его пока редко показывают. Надеюсь, после Новогодней кампании ситуация изменится.

– Над чем сейчас работаете?

– Приступаем к работе над «Братьями Карамазовыми» Достоевского.

– Кто будет звездой?

– Я стараюсь, чтобы не было второстепенных ролей, пусть все будут звёздами.

– В каком формате будет этот спектакль?

– Как сказал Джон Толкин, лучшая форма для длинного произведения – путешествие. Путешествием я называю и актерскую игру. К сожалению, в большом театре конвейер из спектаклей «забивает» артиста. У него не остается времени и сил на вдохновение, на озарение, даже на удовольствие от своей работы. А это самая лучшая деятельность на земле! Я так считаю. Не было ничего, выходит человек и всё появляется. Из ничего. Музыкант играет на музыкальном инструменте, а артист – сам является своим инструментом. Это у него внутри могут лопнуть струны, дека отойти. То есть он сжигает себя. Вот поэтому каждая роль – это должно быть путешествие в неизведанный мир, тогда это будет интересно. За этим путешествием зритель и наблюдает.

– Вы сказали, что артист очень зависимая профессия, что вы имели в виду?

– Вы знаете, что опытный артист всегда расположится на сцене так, чтобы его было видно. Я, я, смотрите! Не потому что они такие самовлюблённые, просто профессия такая. Или в кадре, он так войдет, что его заметят, хотя он как будто и не для этого здесь. Артисты, это люди, которые вынуждены лезть в кадр. Образно говоря. Чтобы тебя заметили, похвалили, премию дали, статуэтку тебе дали. И чтобы не забыли. А если о тебе помнят, то и работа будет. Ради этого артист и живёт.

– Расскажите о роли Николая II, которую вы сыграли в документальном фильме?

– Это был уникальный документальный проект к 400-летию дома Романовых. Позвонили, пригласили, сразу загримировали, посмотрели и взяли. Было очень интересно работать. Масштабный проект, огромная команда. Этот фильм стал лауреатом премии ТЭФИ 2014.

– Вам как-то помогла в жизни строчка в резюме: «играл царя»?

– На самом деле ничего такого. Царей много кто играл. Конечно, я удивился, что меня выбрали. Кастинг-директор нашла мою фотографию в актерском отделе на Мосфильме и сказала, что обратила внимание на глаза. По глазам и выбрали меня в цари.

– А вам что больше нравится, играть в кино или в театре?

– После учебы в «щуке» мне больше нравится работа режиссёра. Очень завораживает как появляется спектакль: вынашиваешь, мучаешься, что-то получается и он уже существует без тебя и в тебе даже не нуждается…

Беседовала Яна Михайлова
Фото со страницы режиссёра в ВКонтакте
Перейти к комментариям
Похожие новости:

Архангельский драмтеатр показал мир глазами особенного человека

24 ноября 2017, 15:46

Тёркин побеждает Смерть

24 ноября 2017, 09:56

Две дамочки добрались до Севера

Вы когда-нибудь рисовали прахом?

19 февраля 2017, 10:50

Две дамочки в сторону Севера

Фоторепортаж с предпоказа чёрной комедии

18 февраля 2017, 08:21