Культура

Энтузиасты деревянного судостроения обменялись опытом в Архангельске

16 окт 2020, 11:40

Архангельск возвращает себе лавры столицы деревянного судостроения – об этом говорили в ходе видеоконференции организаторов, участников и партнеров проекта «Матица». У нового проекта – партнеры в городах России и за рубежом. Цель его, как пояснила ведущая видеоконференцию Валерия Лебедева – обмен практиками, обмен опытом.

Как рассказали координаторы проекта, отраден тот факт, что он запущен именно в Поморье, на родине морской культуры России. При этом невозможно осуществлять проект, не изучая историю флота и историю страны. Первой ласточкой стало строительство карбаса, изготовленного за 17 дней (об этом снят фильм), на старинном поморском судне совершено плавание от Мезенской губы до Соловков. 

Сегодня в Архангельске дан старт строительству традиционных судов – поморской шхуны и коча. В ноябре, если позволит эпидемиологическая обстановка, на верфи будет проведена презентация открытой палубы и закладка киля поморской шхуны. В планах также – выставка, посвященная деревянному судостроению, фотовыставка на Чумбаровке, а ближе к лету 2021-го – открытая демонстрация результатов и показ фильма. Также на будущего года намечен форум профессионалов и любителей. Работающих в сфере деревянного судостроения. К осени будет подготовлен сборник кейсов музеев и верфей.

К сожалению, многое из того, что умели поморские корабелы, сегодня утрачено. К тому же работа мастеров, делавших карбасы, зырянки, мезенки и другие деревянные суда последние годы была невостребована. Поэтому контакты архангельских энтузиастов со специалистами из Норвегии и других стран помогут возродить то, что было забыто.

В видеоконференции приняли участие представители Музея народных промысел и ремесел Приморского района, музеев Онеги и Мезени, участники проектов «Ровдина гора», «Поморы». О последнем стоило бы сказать особо: у истоков проекта – реконструкторы из Ярославля. они не только занимаются строительством судна типа «ёла», но и до мельчайших деталей возрождают жизнь и быть поморов старого времени: сами куют гвозди, шьют одежду, едят ту пищу, что употребляли в XVIII веке, и даже костер разжигают не спичками, а с помощью кресала и огнива.

Как сказал заведующий Мезенским филиалом областного краеведческого музея Александр Рыжков, верфью поморов была поветь, занимавшая большую часть крестьянского дома. Сегодня в Мезени построен отдельный «дом» для карбаса – деревянный ангар. Однако и в Мезенском районе традиция деревянного судостроения постепенно уходит в связи с появлением новых материалов… ступеней космических ракет, трассы которых пролегают над Мезенью.

Между тем история северного судостроения напоминает о себе порой весьма неожиданно. Как рассказал северодвинский краевед Алексей Климов, в его родном городе в процессе разрушении морского берега начали выходить на свет детали традиционных поморских судов, сплетенных вицей, без единого гвоздя. После описания и просушки найденные артефакты передаются в музеи Архангельской области.

Николай Кармакулов

Фото: http://ocean-media.su/
Скрыть комментарии