Культура

Что в имени: откуда пошла старинная поморская козуля

29 ноя 2022, 16:21
В Архангельске открылась новогодняя выставка козуль, экспонаты через два месяца пойдут с молотка. Проводится она не впервые, и на сей раз темой экспозиции традиционных северорусских рождественских пряников стали сказки народов мира. И да, а только ли рождественских?

На выставке представлено несколько сотен сладких расписных экспонатов. С козулей на севере знакомы, пожалуй, все, в отличие от её истории. В Европе, конечно, есть нечто похожее и известное – имбирные печенюшки вроде Пряни из «Шрека». Некоторые даже выдвигают версии, что козули начали печь на Беломорье после того, как европейский имбирный пряник приехал сюда с заграничными купцами.

Похожее, да не то – старинная северная козуля изначально имела обрядовое значение – к Рождеству их пекли в виде разных зверей, символизировавших животных, находившихся в вертепе рядом с новорождённым Иисусом Христом, например, коз – отсюда вроде бы и название.

Однако происхождение названия от слова «коза» – это лишь не слишком убедительная версия. Историки считают, что название «козуля» произошло от старинного поморского словечка, обозначающего завиток или змейку. Сам процесс выпекания символизировал плодородие в новом году. С такими пряниками древние ходили в священные рощи и «завивали берёзки».

Следы и языческого происхождения и в том, что «козулей» называли ещё и специальный хлеб в виде венка, который пекли на Семик. Это такой праздник восточных славян – Русалчин Велик день, или Троица мёртвых, который предки отмечали на седьмой четверг после Пасхи, за три дня до Троицы, когда поминали ушедших.

Каноническое православие этот праздник отрицает, а народное, которое на Русском Севере тесно связано с древним язычеством, сохранило. Считалось, что козулю нельзя есть сразу – она охраняла дом от злых духов.

К тому же на всём беломорском побережье козули пекли не только на Рождество, но и на Коляду и разные знаменательные родовые события вроде свадьбы, рождения детей или новоселья.

В более позднее время традиция разошлась по всей Биармии вплоть до северного Урала, где установилась традиция выпекать пряники не только в виде библейских животных, но и в виде кота или ангелов – домашних оберегов, которыми украшали рождественскую ёлку.

Сейчас козуля стала одним из символов Поморья наряду, в частности, со щепной птицей.

На Севере все знают, что представляет из себя обережный пряник – это печенье из специального теста, тёмный цвет которому придаёт жжёный сахар, украшенное глазурью из взбитого яичного белка с природными красителями. Сегодня фантазия мастеров не ограничена только анималистическими фигурками – тесту можно придать форму всего, чего может взбрести в голову.

Рецепты приготовления теста у каждого мастера свои – их хранят в семьях поколениями. Так, на открывшейся в воскресенье выставке в Архангельске свои пряники представили более двух десятков семей. Это целые композиции, объединённые сказочной темой. Есть и традиционные плоские печенья, а есть и трёхмерные, каждая из которых состоит чуть ли не из полусотни фрагментов. Самый большой пряник этого года – терем высотой в 80 сантиметров.

Здесь есть и «Щелкунчик и Мышиный король», и «Садко», и «Волшебник Изумрудного города», и «Алиса в Стране чудес», и «Хозяйка Медной горы», и шергинское «Волшебное кольцо», и даже «Ёжик в тумане», – посмотреть есть на что.

Вместе с пряниками на выставке представлены сказочные работы известных кукольниц из мастерской «Антресоль» на тему писаховских сказок, а также экспозиция книжной иллюстрации из коллекции музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» с полусотней работ известных советских художников-иллюстраторов.

Выставка проработает в музее писателя и художника Степана Писахова до конца февраля, после чего козульные композиции пойдут с молотка на благотворительном аукционе. Да, ещё: рулит сказочным «Козульградом» сам Степан Гргорьевич, естественно, козульный.

Александр МакГрэгор

Фото с сайта ТАСС
Скрыть комментарии