Культура

Архангельский театр кукол последний раз отметил профессиональный праздник «в изгнании»

Во всём мире в среду уже в шестнадцатый раз отмечали Международный день театра кукол

22 мар 2018, 11:54
Этот вид искусства настолько древний, что, вероятно, старше самого театра – кукольные представления берут начало ещё в сакральных мистериях античного мира. Однако отмечать его особым днём начали только в 2003 году после того, как тремя годами ранее такое предложение на XVIII Конгрессе Международного союза деятелей театра кукол в Магдебурге внёс известный деятель кукольного театра иранец Дживада Золфагарихо. Через два года на заседании Конгресса в Атланте определились с датой празднования.

Тогдашний президент организации Маргарета Никулеску призвала к широкомасштабному празднику: «Пусть в этот день играют кукольные спектакли, проводят дискуссии, устраивают встречи, пусть объединяются все профессионалы и любители одного из древнейших видов искусства – театра кукол! Пусть все вокруг станут участниками нашего праздника! Пусть все окажутся в театре кукол!».



Этот призыв подхватили деятели и поклонники искусства театра кукол по всему миру, однако в последние годы в Архангельске соблюдать традицию стало проблематично – с 2015 года здание закрыли на реконструкцию, которая затянулась из-за периодических проблем с финансированием. В последнее время в конце туннеля забрезжил свет и ютящийся по разным углам коллектив театра готовится отпраздновать новоселье.

В профессиональный праздник всех кукольников мира мы встретились с заместителем художественного руководителя Архангельского театра кукол Максимом Лоховым и заведующей литературной частью Светланой Логиновой.

По словам завлита, традицию празднования в театре соблюдали много лет, пока театр на время реконструкции не лишился свой площадки.

Светлана Логинова:

– Мы живём в таких условиях, что все разбросаны по разным точкам, и нам крайне трудно даже просто найти помещение, чтобы что-то отпраздновать. А вообще дата праздника выбрана крайне удачно – День кукольника, 25 марта День работника культуры, а 27-го День театра. А ещё в это время у нескольких наших сотрудников дни рождения – мы как-то всё это объединяли и устраивали большие капустники.

Двина Сегодня:

– Вы скоро въезжаете в реконструированное здание своего театра. Уже анонсированы какие-то крутые технические новшества: поворотная сцена, современные звук, свет, машинерия… Немногие даже драматические театры могут похвастаться таким оснащением. Какие перспективы и возможности в связи со всем этим появляются у Архангельского театра кукол?

Максим Лохов:

– Главное в том, что у художников и режиссёров появятся широкие возможности для решения своих творческих задач. Мы практически приводим нашу сцену к европейскому стандарту. У нас будут две площадки с разным техническим наполнением – то, что нельзя будет сделать на одной, будет возможно на другой.

Светлана Логинова:

– У нас есть спектакль «Любовь к золотому апельсину», поставленный в традициях комедии дель арте – с соответствующими масками, пластикой и эффектами. При довольно скромных возможностях нашей старой сцены мы всё равно пытались использовать всё, что можно: люки, балконы… Такого рода спектакли просто нуждаются в передовом техническом оснащении. И такой спектакль у нас далеко не один.

Двина Сегодня:

– Поскольку, как вы сказали, возможностей у вас будет намного больше, есть ли необходимость увеличения труппы театра, например, за счёт актёрского курса, как это делают в Молодёжке и драмтеатре? У вас же в последний раз молодёжная студия была набрана, по-моему, году в 2009-м?

Максим Лохов:

– Среди наших актёров есть выпускники соответствующих кафедр Санкт-Петербургской театральной академии и Ярославского театрального училища – это очень сильные школы. К сожалению, пока нам не позволяют расширить штатное расписание. Всё упирается в финансовые проблемы – это, что касается труппы. У нас нет возможности, в частности, предоставить актёрам жильё. Вопрос был поднят перед губернатором, и, может быть, совместными усилиями руководства области, города, минкульта и Союза театральных деятелей что-то удастся решить. Но пока ничего конкретного. Раньше, к примеру, у нас было несколько квартир в «Бастилии», но у нас их все отобрали.

Но в планах – увеличение штата сотрудников технических цехов – другой вопрос. Появились новые площади, новое оборудование – обслуживать всё это прежним составом уже не получится, поэтому уже в мае мы начинаем обучение технического персонала.

Двина Сегодня:

– То есть всё идёт к тому, что новый сезон будет открыт уже на своей площадке?

Максим Лохов:

– Мы сделаем всё, чтобы открытие сезона состоялось в нашем здании.

Двина Сегодня:

– Театр кукол, пожалуй, – самый титулованный в регионе. Ваши спектакли рассчитаны на совершенно разную аудиторию. Однако у обывателя он ассоциируется скорее с детским репертуаром. Есть ли у вас планы привлечения молодёжной и взрослой аудитории, чтобы сломать стереотип о кукольном театре как исключительно детском?

Светлана Логинова:

– Конечно, такие заблуждения есть, и они довольно прочные. Связаны они, прежде всего, с тем, что многие из тех, кто приходит к нам с детьми на детские спектакли, не особо утруждают себя тем, чтобы полюбопытствовать, что помимо этого у нас есть. А у нас очень много спектаклей для взрослых и молодёжи. Хотя и среди этой аудитории недостатка в зрителях нет. Нам всё время задают вопрос, как нам удалось сохранить взрослую аудиторию – для многих других театров кукол это проблема. Наверное, дело в спектаклях. Билеты на все спектакли расходятся буквально за пару дней.

Максим Лохов:

– Нам, скорее, самим приходится ограничивать зрителя.

Светлана Логинова:

– Проблема скорее в другом – далеко не все жители Архангельска вообще знают, что в городе есть такой театр. Особенно это касается жителей отдалённых районов.

Двина Сегодня:

– У каждого театра есть свой зритель, но, как вы сказали, в городе существует огромный пласт общества, который вообще не ходит в театры, не понимает этого вида искусства. И это происходит не из-за бескультурия, а скорее из-за того, что их никто никогда не пытался заинтересовать. С ним надо как-то работать?

Максим Лохов:

– Идти в массы – не наш путь. К нам идут люди, любящие и понимающие театр, – они наш основной зритель. Мы не хотим насильно притягивать зрителя какой-то хитростью или уловками. Мы стараемся привлекать людей открытостью – в этом принцип нашего театра. А культпоходы никакие не нужны.

Двина Сегодня:

– Раз уж речь зашла о заблуждениях, назову ещё одно: бытует распространённое мнение, что театр кукол – это либо марионетка, либо тростевая и перчаточная кукла. Но ведь есть же куча других форматов: ростовые куклы, огромные фигуры, приводимые манипуляторами… Вы их используете?

Светлана Логинова:

– Для нашего театра очень важно, чтобы кукла была живой, чтобы она дышала. С ростовыми куклами и манипуляторами такое невозможно – это больше уличный формат. А форматов театра кукол и в самом деле великое множество: это и маска, и тантамареска, и теневая кукла, и вертепная, и мимирующая – на нашей сцене представлено много их видов.

Двина Сегодня:

– Что касается уличных и площадных форматов – некоторые деятели культуры считают, что коли уж настало такое время, когда публика все меньше тянется к искусству, то искусство должно само идти в нард. Вот, к примеру, взять Фестиваль уличных театров. Почему вы не участвуете в этом событии?

Светлана Логинова:

– Почему? Мы участвуем. Когда-то у нас была площадка – мы очень удачно использовали выходящий на Троицкий проспект балкон нашего театра – это одна из традиционных декораций для кукольных спектаклей, на которой может располагаться оркестр, шпрехшталмейстер или проходить часть действа.

В 1994 году мы начали устраивать возле Добролюбовки так называемый «балаган». Причём мы постарались его сделать по стилистике очень близким к традиционному кукольному балагану – это собирало толпы зрителей. У нас на этом построены очень многие представления, в том числе, получившие «Золотую маску».

Двина Сегодня:

– Но ведь это было давно. Предлагали вы своё участие в Фестивале уличных театров?

Светлана Логинова:

– Скорее вопрос состоит в том, предлагали ли организаторы фестиваля нам поучаствовать в нём.

Максим Лохов:

– Это рискованно, ведь для того, чтобы сделать представление, необходимо перекрывать Троицкий, что требует огромного количества согласований. Всё это настолько сложно, что нам лучше не ввязываться. Мы были бы рады, если бы нас изначально включали в программу фестиваля, а не спрашивали за две недели, не покажем ли мы что-нибудь.

Двина Сегодня:

– А у вас самих не возникало желания показать перед несведущими горожанами и иностранными гостями, на что вы способны? Ведь таким образом можно популяризировать театр кукол, привлечь нового зрителя. В списке приглашённых коллективов довольно часто стали появляться труппы, использующие стилистику уличного кукольного театра – те же гигантские тростевые манипуляторы, надувные фигуры и прочее.

Светлана Логинова:

– Что-то кому-то доказывать – это немножко не наш стиль существования. Но было время, когда гостей фестиваля приглашали на наши спектакли – это были замечательные встречи.

Двина Сегодня:

– Помню, как году в 2001-м я был переводчиком у одного из французских коллективов, и они после вашего «Страусиного шоу» были в неподдельном восторге.

Светлана Логинова:

– Да, и те же французы очень радовались нашей «Красной шапочке» по сказке их Шарля Перро.

Двина Сегодня:

– Как вы относитесь к новым веяниям из федерального минкульта, который пытается заставить театр зарабатывать и переходить на самоокупаемость?

Максим Лохов:

– Репертуарный театр в России никогда не был достаточно окупаемым. С точки зрения экономики, это никогда не работало.

Двина Сегодня:

– Не приходилось ли сталкиваться с цензурой? Например, в одном театре вынуждены были с подачи неких рьяных блюстителей неизвестно чего переименовать пушкинскую «Сказку о попе и работнике его Балде» в «Сказку о купце и работнике его Балде».

Светлана Логинова:

– У нас был спектакль «У попа была собака». Претензии высказал лишь один человек.

Максим Лохов:

– Дураков везде хватает. Если такой забредёт к нам, думаю, мы сумеем ему разъяснить нашу позицию.

Двина Сегодня:

– Пьесы для театра кукол пишутся специально или адаптируются готовые произведения?

Светлана Логинова:

– У нас давно сложился такой творческий коллектив, что мы можем сами писать пьесы. Иногда произведение берётся за основу, и на этом материале создаётся совершенно авторская вещь. К тому же, чтобы написать пьесу для театра кукол, надо очень хорошо знать его специфику, поэтому у нас свои авторы. Музыку тоже пишут архангельские композиторы Виктор Хабаров и Александр Яничек.


Выходит, Архангельский театр кукол трансформировался в совершенно автономную творческую единицу, способную создать спектакль от начала до конца – практически с нуля. Конечно, в чём-то взгляды руководства театра на развитие и популяризацию этого вида искусства отличаются от взглядов коллег по цеху, однако послужной список говорит о том, что и такой подход имеет свои резоны.

Справка:

Архангельскому театру кукол 81 год. С 1986 года он – коллективный член Международной ассоциации кукольников УНИМА.

Театр является дважды лауреатом Национальной театральной премии «Золотая Маска», обладателем призов Международного фестиваля «Невский Пьеро», Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», Международного фестиваля «Рязанские смотрины», участником многих международных фестивалей в России, Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Греции и Франции (в том числе знаменитого Авиньонского), организатором Международного фестиваля камерных спектаклей театров кукол «УЛИТКА» в Архангельске.

Александр МакГрэгор
Скрыть комментарии