Культура

Архангельск древнее, чем кажется

21 дек 2019, 11:44

Юрий Федорович Лукин, доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации рассказал ИА «Двина Сегодня» о своих исследованиях, которые он ведет уже 50 лет.



Историк выдвинул новую версию основания Архангельска:

 — Города как и люди имеют свой возраст, время расцвета и годы упадка, юности и зрелости. Чем старее город, тем почтительнее отношение к нему. Официальный возраст Архангельска сильно преуменьшен в силу разных обстоятельств. Официальной, явно устаревшей датой основания Архангельска считается 1584 год, когда всего лишь была построена деревянная военная крепость в обжитом уже не одно столетие месте. Фактически историческое начало Архангельска относится к появлению на Пур-Наволоке Михайло-Архангельского монастыря в 1388 году, что подтверждается документально. Важнейшим документом по начальной истории Архангельска является благословенная грамота новгородского владыки Иоанна, опубликованная архимандритом Амвросием в его труде по истории Российской иерархии, — сообщил историк.

Предлагаем познакомиться с его исследованиями:

Архангельск-1388

Чем вызван сегодня интерес к теме основания города Архангельска?

   В октябре 2019 года в СМИ появились статьи о раскопках в архангельском Петровском парке: «Важные археологические открытия — в центре Архангельска».
В Архангельске обнаружили некрополь XVII–XVIII веков. 16 ноября 2019 г. была опубликована статья Владимира Станулевича «За георадарщиками искать деревянную крепость Архангельска приедут археологи», сообщалось о том, что летом 2019 г. в Петровском парке, который находится в хозяйственном ведении ГБУК «Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова», были проведены георадарные поиски под руководством археолога Института археологии РАН Алексея Беличенко, инициированные Архангельской митрополией и фондом сохранения исторического наследия «Император».

Георадар показал трассу крепостного рва и остатков деревянной стены, примерно совпадающих с оградой Петровского парка.

«Деревянный город-крепость был построен вокруг Михайло-Архангельского монастыря, основанного, по преданию, в XIV столетии — сейчас это территория Петровского парка. Любой найденный артефакт времен „деревянного“ Архангельска будет ценен, потому что в фондах музеев вещи уже „каменного“ периода города», — считает Сергей Александрович Самодов, директор Архангельского театра драмы имени М. В. Ломоносова.

До конца лета 2020 г. планируется провести археологические исследования в Петровском парке под руководством археолога Марии Евгеньевны Ворожейкиной (Отдел охранных раскопок Института археологии РАН), которая причины равнодушного отношения к археологии в Архангельске видит в арифметической безграмотности: «Потраченный на раскопки миллион — это деньги, которые оставят в Архангельске пара десятков туристов, приехавших посмотреть эти раскопки. А туристов приедут сотни тысяч».

При удревлении даты основания города Казани в качестве важнейших аргументов использовались, например, данные археологических исследований. Почему бы археологам действительно не сделать попытку отнести дату основания Архангельска на более ранний период, чем даже конец XIV столетия? Профессор, доктор исторических наук Владимир Булатов писал о том, что вопрос о дате возникновения Архангельска можно считать принципиальным.

Археологические раскопки могут и должны дополняться свидетельствами зарубежных источников и литературы.

Историческое начало Архангельска с 1388 года

Историческое начало Архангельска относится к появлению на Пур-Наволоке Михайло-Архангельского монастыря, что подтверждается документально Благословенной грамотой новгородского архиепископа Иоанна (1388), опубликованной архимандритом Амвросием (Орнатский Андрей Антонович, 1778–1827) в его труде по истории Российской иерархии (1811), официально заверенной печатью архиепископа.

Наличие печати новгородского архиепископа — это один из самых весомых и убедительных аргументов легитимности благословенной грамоты Иоанна игумену Михайло-Архангельского монастыря Луке. Печать, как важнейший символ власти, ставилась в те времена на всех документах.

Могла ли такая печать находиться после избрания Иоанна 7 мая 1388 года в других руках, не у избранного новгородского архиепископа, — очень маловероятно, похоже на дурной детектив.

Член-корреспондент Императорской Академии Наук В. В. Крестинин (1729–1796) подвергал сомнению авторство благословенной грамоты на том основании, что с именем Иоанна в истории было три Новгородских архиерея и какому из них приписать издание данной грамоты «знать не можно», так как грамота была «утверждена одною токмо Архиерейскою свинцовою печатью, без подписания в сей грамоте года, месяца и числа».

Однако, первый из них Иоанн (Папин) не может быть причастным к благословенной грамоте, так как был епископом Новгородским в XII веке, но не имел сана архиепископа, как указано в грамоте XIV века. Второй Иоанн был возведен в сан архиепископа в лето 6673 (1165 г.). Удрученный летами, изнуренный трудами и, чувствуя приближение смерти, святитель Илия был пострижен в схиму с прежним (мирским) именем Иоанн. Скончался в лето 6694 (1186 г.).

Фактически следует относить Архангельскую благословенную грамоту только ко времени третьего Иоанна, который был выбран новгородским вече в лето 6896 от сотворения мира (7 мая 1388 г.) из трёх кандидатур в храме святой Софии.
Будучи избранным на Новгородском вече новый владыка Иоанн уже с мая 1388 года реально исполнял свои обязанности. В Москве тогда возникли проблемы с исполнением обязанностей митрополита. И ситуация в самом Новгороде была не очень спокойной, осенью 1388 года произошёл сильный мятеж, который длился две недели.

Официально статус архиепископа Новгородского и Псковского он получил через восемь месяцев в Москве 17 января 1389 года. В лето 6922 (20 января 1415 г.) Иоанн оставил святительскую кафедру и поселился в Деревяницком монастыре, где прeставился 24 июня 1417 г. в лето 6925.

При этом важно подчеркнуть, что требование о «благословении вседневной службы» у святого Михаила в форме «милости Божией» исходило снизу, и не было только актом церковной власти спущенным сверху из Новгорода. Архиепископ Иоанн не мог не реагировать самым оперативным образом на такого рода обращение из Двинской земли. Тем более, что требовалось обычное рутинное благословение двинской православной обители, а не предоставление каких-то льгот, жалование земель, крестьян.

Игумена Луку можно считать первым легитимным игуменом Михайло-Архангельского монастыря.

Почему начало монастыря относится к 1388 году, а не к 1389 или другому году?


Дело в том, что монастырь реально существовал и ранее. Принимая дату основания Архангельска 1388 годом, а не более поздним временем, необходимо учитывать, что обитель святого Михаила была основана даже ранее этой указанной даты.

Протоиерей, историк, агиограф, инспектор Архангельского епархиального женского училища, действительный член Архангельского Епархиального Церковно-археологического Комитета Аркадий Васильевич Кириллов (1863–1916) относил, например, основание монастыря к более раннему периоду, чем XIV век.

Какие-то церковные постройки, кельи для проживания монахов фактически уже существовали к 1388 году в этом далеко тогда не пустом месте. Можно ли основание монастыря считать историческим началом города Архангельска? Да, безусловно. Но это не просто историческое начало, а основание самого города Архангельска.

Город, по церковно-славянски — «град» по своему первоначальному этимологическому и экономическому значению соответствовал по мнению В. О. Ключевского не только латинскому uxbs (город), но и hortus (огород), означал всякое огороженное место. Варяги (норманны), ходившие через территорию Древней Руси путями «из варяг в греки» или «из варяг в персы», называли Русь «гардарикой» (Gårdarike) — страной градов.



Города в древней Руси как укрепленная, огороженная форма расселения населения, с целью обеспечения его защиты, не оставались застывшими, постоянно развивались.

Город, как древнейшая форма расселения восточных славян, составивших потом русский народ, по мнению профессора В. О. Ключевского (1841–1911), подвергался большим изменениям, в разные времена принимал чрезвычайно разнообразные формы.

Он выделял древнейшую форму русского города — укреплённый город-двор (однодворок); город — село; город — заставу; город — посад торговый. В своём курсе отечественной истории В. О. Ключевский обозначил движение монастырей как
«начавшийся в ХII в. отлив русской жизни с юга на север». Расширение круга монастырей он рассматривал как «размножение центров общественной жизни».

Монах и крестьянин были попутчиками. С созданием пустынных общежительных монастырей развивалось монастырское землевладение (вотчины), промыслы и ремёсла, фактически начинались русские города.

Рождение городских поселений традиционно начинается с первого жителя, пришедшего на какое-нибудь понравившееся ему место, выбравшего себе ландшафт для жизни.

Неважно, что будет первым строением — деревянная изба, пещёра, землянка, небольшая часовенка, церковь или что-то ещё. Важно заметить, что все другие строения — монастырские постройки, город-крепость, гостиные дворы, морская пристань (порт), воеводские и другие избы появляются позднее. После выбора ландшафта.

После прихода на это место человека или группы людей, когда к ним затем присоединяются другие люди. После того, как они начинают обживать это место на постоянной основе и не стремятся передвигаться дальше в поисках ещё более лучшего ландшафта, условий жизнедеятельности, — возникает социум, древнее поселение.

Документальных свидетельств о том, когда пришли первые монахи в устье Северной Двины, основавшие там Михайло-Архангельский монастырь в природном ландшафте на высоком мысе Пур-Наволок напротив Кегострова, недалеко от Соломбальской деревни, не сохранилось.

Первыми жителями нового города ещё с ХIV века были монахи, послушники, трудники. Их было немного, но они уже жили здесь.

А до прихода монахов на месте будущего Архангельска археологи находят стоянки древних рыбаков и охотников.

Кто первый из монахов пришел и облюбовал это ключевое место в устье реки Северной Двины, в сосновом бору на Пур-Наволоке — это действительно сокрыто от нас в глубине прошедших столетий.

Профессор В. Н. Булатов отметил в своей книге по истории Русского Cевера (1999): «Михайло-Архангельская обитель возникла не позже второй половины ХIV века как головной монастырь Двинской земли в период новгородского правления. Думаю, что с этого времени правильнее вести отсчет начальной истории Архангельского города».

Архангельск в своей многовековой истории неоднократно горел и снова отстраивался. В целом же дата основания Архангельска в 1584 году очень условна и не соответствует имеющимся историческим фактам. Смешение понятия «города-крепости» с понятием «города» как места сосредоточения промышленности и торговли (посада) было обычным явлением в трудах тех историков, которые подходили к изучению русских городов с юридической точки зрения.

Городом для них было то поселение, которое официально имело этот статус в данную эпоху. Так как «городом» в ХVI веке часто называли государственную военную крепость, огороженную стеной, то именно такие города-крепости были объектами изучения, в том числе и Архангельск. Архангельск же имеет более богатую и более длинную историю в социокультурном пространстве Русского Севера и историческом времени XIV-XXI столетий.

(Статья Ю. Ф. Лукин, доктор исторических наук, профессор,заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, приводится с сокращениями с согласия автора. Полная версия в книге Ю.Ф.Лукина "Новая Архангельская летопись").

Фото: На главной: Свято-Троицкий кафедральный собор и памятник Петру I. 1918-1919.http://ljplus.ru/img/v/a/vaga_land/progul1.jpg
Скрыть комментарии