Культура

Архангелогородцы посмотрели «Бабу Шанель»

Премьерный показ

18 ноя 2019, 12:15
В субботу в Архангельском театре Драмы состоялся премьерный показ постановки главного режиссёра театра Андрея Тимошенко «Баба Шанель». Примечательно, что эта премьера стала следующей после трагедии «Гамлет». Сам режиссёр на одной из пресс-конференций говорил, что опыт «окунуться после трагедии в комедию очень интересный, а порой это ещё и нужно, чтоб не сойти с ума». «Окунуться» здесь очень правильное слово, ведь, как мы помним, действие «Гамлета» проходило в наполненном водой бассейне.

«Баба Шанель» — постановка по пьесе Николая Коляды. Несмотря на то, что жанр пьесы драматургом Николаем Колядой обозначен как комедия, режиссёр спектакля Андрей Тимошенко говорит, что эта история — об одиночестве, человеческих взаимоотношениях, любви.

«Несмотря на свою комичность, спектакль, как и материал, проникнут человеколюбием, теплотой и добром», — говорит режиссёр.

Действие спектакля происходит в наше время.



Над сценой растяжка «Ансамблю «Наитие» 10 лет. Всё неказистое оформление — это как раз надпись сверху и кулисы из красной ткани. Звучат советские песни, так и ищешь глазами образ вождя. И, действительно, во втором действии в глубине сцены будет белеть бюст Ленина. Песен много — их поют и под баян, хором, каждая актриса отдельно, есть у коллектива и «своя» песня.

Встречают зрителей на сцене пять женщин в «а-ля» народных костюмах и нелепых кокошниках, мужчина-баянист (по совместительству ещё и руководитель ансамбля) аккомпанирует исполнению. На ком-то из женщин боа, у кого-то бусы, жилетка поверх народного платья, в стиле «я надену всё лучшее сразу».

Всё это пародия на провинциальный коллектив, существующий при ДК. Тут есть и гордость за 10-летнюю историю, хвастовство попаданием в выпуск районной газеты (у каждого есть свой экземпляр) и телевидение… съёмочная группа хотела, но не приехала. Как и принято в реальной жизни, много раз звучит благодарность тем, кто и спонсирует весь праздник. Здесь — это общество глухих по Орджоникидзевском району. Все участники ансамбля — инвалиды по документам. Речи женщин и их поступки дают понять, что иногда они теряют связь с реальностью. В этом и комизм, и трагедия. Без двух недель 90-летняя Капиталина Петровна (Мария Павлова), пожалуй, самая яркая и самая старая участница «Наития» забывает слова песен, иногда не знает, где она, остра на язык, постоянно выдаёт народные присказки и учит жизни более молодых — 70-летних подруг.

Сама Баба Шанель появляется не сразу, на сцене она недолго — скорее как раздражающий фактор для пяти основных солисток коллектива. Роза Николаевна с трудно произносимой фамилией, одетая в стиле милитари — это то новое, что хочет внедрить в коллектив Сергей Сергеевич. Сергей Сергеевич — баянист, руководитель и всеобщий объект любви — приводит «молодую» пенсионерку, чтоб всё изменить. Её культура общения на низком уровне, но вот берёт она полторы октавы. Тут звучит и слово ребрейдинг, но олдскульные старушки не спешат принимать новое. Старое — нелепое, не поддающееся логике, иногда просто абсурдное — в ансамбле и петь толком не умеют, по словам руководителя. Но и «новая волна» вносит не больше симпатии и справедливости.

В коллективе только у руководителя есть музыкальное образование, остальные по роду своей деятельности были достаточно далеки от музыки. Сара Абрамовна (Наталия Латухина) больна Цветаевой и Ахматовой, но её коллеги считают, что «Цветаева не к столу», а вот на семинары о том, как выйти замуж за миллионера, ходить всем обязательно.



Трогательно говорят женщины о том, что такое рай — для Нины Андреевны (Людмила Советова) — это тихий, неприметный домик с кошками, где нет шума, а только покой и надежда на то, что где-то на земле есть ребёнок, радующийся мелочам. Такие мысли пришли к ней после того, как она похоронила кошку.

«Артисты театра драмы в спектакле — коллектив пенсионеров со сложными человеческими взаимоотношениями, но с большой любовью к жизни и к творчеству. В спектакле много смешного, лиричного, грустного и светлого», — сказал режиссёр спектакля Андрей Тимошенко.

Конец спектакля — это концерт нового «Наития». Андрей Тимошенко тоже поднялся на сцену, чтобы исполнить песню «Моя бабушка курит трубку» вместе с артистами.

Анна Морозова

Фото: Архдрама
Скрыть комментарии