Культура

Аритмия: будет ли биться «Сердце Пармы» в отечественном прокате

12 окт 2022, 20:46
В Архангельске состоялась премьера одного из самых ожидаемых киноблокбастеров этого года – «Сердце Пармы» по одноимённому роману Алексея Иванова.

Хотя премьера и была закрытой, большой зал кинокомплекса «Русь» едва вместил всех даже по приглашениям. Надо понимать, что зритель в большинстве своём шёл неподготовленный – роман читали немногие, поэтому и степень ожидания не была для большинства столь волнительной.

Основой сюжета стал период завоевания Московским княжеством, на престоле которого тогда сидел Грозный, пермских земель, населённых самыми разными языческими племенами: от финно-угорских до тюркских. Последние идею московской экспансии и христианизации приняли крайне враждебно.

Картина, как и ожидалось перенасыщена батальными сценами, снятыми с голливудским размахом. Вторая сюжетная линия – сами тонкости взаимоотношений схлестнувшихся в древних лесах московитов, новгородцев, пермяков, вогулов, хантов, манси и других народностей, сложность и неоднозначность характеров, сама мистическая атмосфера языческой пармы оказалась погребены под брёвнами рушащихся крепостей и кровавым месивом на полях сражений. Огромное количество частей составляющих сюжетную головоломку романа остались за кадром. Чтобы снять всё и «взаправду», нужен как минимум сериал.

Впрочем, такой цели режиссёр перед собой и не ставил. Как он признался после финальных титров, зритель увидел лишь половину истории, после которой, по книге, начинается реальная жесть.

Для не читавшего роман зрителя всё закончилось хэппи-эндом, хотя на самом деле финал должен был быть куда более мрачным и трагичным. Однако, как сказал сам Антон Мегердичев, финал фильма был согласован с автором книги Алексеем Ивановым, и тот был не против того, чтобы не следовать оригиналу. Со слов режиссёра картины, и продюсеры, и съёмочная группа сошлись во мнении, что киноэпос должен в итоге нести позитивный посыл, чтобы зритель выходил из зала не подавленный, но воодушевлённый. Его слова подтвердила и его жена, исполнительница одной из ролей второго плана, наша землячка Елена Панова. Она тоже говорила про позитив.

Но вот для тех, кто знаком с оригиналом, по-голливудски выстроенный сценарий мог показаться несколько прилизанным, несмотря на обилие кровавых сцен, а характеры персонажей – чрезмерно упрощёнными. Так, к примеру, одна из главных героинь, вогульская княжна Тиче, предстала в образе обычной молодой женщины со своими тараканами, если, конечно, не брать во внимание тот факт, что она – ламия, лесной дух, оборотень в теле человека и почти языческое божество. Но как раз этот факт и делал весь её характер в книге, где она творила такое, что волосы дыбом. В фильме же этот образ оказался, наверное, каким-то плоским.

Вогульский вождь Асыка в конце фильма примирился с пермским князем Михаилом, вернул ему жену и отказался от его убийства. Расстались оба, помахав друг-другу руками. В оригинале же кровавое противостояние длилось до последних страниц и закончилось крайне драматично и трагически для обоих.

В общем, не стоит спойлерить, но создалось ощущение, что изначально была идея создать блокбастер для широкого зрителя, не сильно перегружая его подробностями.

Как блокбастер фильм получился качественным и добротным, и наверняка найдёт того самого «широкого зрителя», на которого он и рассчитан. Батальные сцены, декорации, костюмы, образы – всё практически на мировом уровне. Но, прежде чем идти в кино, не читайте книгу – будете разочарованы. Лучше прочтёте после, и тогда откроете для себя огромный древний мир пармы, маленький кусочек которого вы увидели на экране.

Кстати, режиссёр признал, что фильм, как, впрочем, и роман, по которому он снят, нельзя назвать историческим. Да, есть некоторые исторические черты: названия племён, существующих до сих пор населённых пунктов и общий исторический фон Руси XV века. Но, как настаивает Антон Мегердичев, это всё же скорее притча, заставляющая задуматься о том, кто мы такие. И с этим нельзя не согласиться.

Кстати, съёмочный процесс был начат ещё в 2019 году, и в тех условиях картина такого уровня вполне могла рассчитывать на международный прокат. Нынешние реалии, само собой, все эти планы перечеркнули, хотя, по словам режиссёра, кто-то в Германии всё-таки пытается продвигать картину в местный прокат, а для Китая «она вполне зайдёт». К Китаю-то как раз вопросов нет – эпическое полотно вполне в духе последних кинотенденций Поднебесной. Вспомнить хотя бы всё то, что они наснимали за последние годы в этом жанре, типа «Великой стены» и прочего.

И, всё-таки, после просмотра даже у не знакомого с оригинальным материалом зрителя может возникнуть ощущение некоторой недосказанности и скомканности и нелогичности финала – воевали, воевали, а в итоге всё закончилось патриотическим спичем Ивана Грозного, целованием креста, воссоединением княжеской семьи и примирением с заклятыми врагами. А посему в воздухе витает идея производства сериала. Материала романа точно хватит не на один сезон. И тут уж явно придётся отказаться от идеи щадить зрителя позитивной концовкой.

Александр МакГрэгор

Скрыть комментарии