Культура

Анастас Кичик: Мечтаю снять мультфильм о Борисе Годунове

02 января 2018, 09:23
Три режиссёра сегодня работают в Архангельском театре драмы имени М.В. Ломоносова. Каждый со своими взглядами, со своим творческим почерком и замыслами. Так получилось, что самому молодому из них в работу пока даются преимущественно детские спектакли, справляется он с ними блестяще, но в перерыве между постановками мечтает о «Борисе Годунове». Режиссёр Анастас Кичик сегодня отвечает на наши вопросы.

– Кто такой режиссёр?

– В английском языке знаете аналог? Это директор. Самый главный, тот, кто отвечает за всё.

– То есть в спектакле он играет ключевую роль?

– Это от спектакля зависит, от театра, от ситуации. Бывает, что от режиссёра вообще ничего не зависит. Сроки, бюджет, труппа, всё может быть в очень плохом состоянии. Но это, конечно, самый крайний случай. Режиссёр – это сумасшедший человек. Есть такой анекдот: «– Папа, а режиссёром быть сложно? – Нет, сынок, это также просто, как ехать на велосипеде. Только он горит, ты горишь и ты в аду!».

– Но вам нравится быть режиссёром?

– Да. Иногда меня посещает чувство, которое кажется мне самым ценным. На репетициях или перед спектаклем, когда что-то здорово придумалось или получилось и появляется такой предвосторг, что сейчас (говорит заговорщически – авт.) что-то покажем! Потому что самому понравилось! Может быть, это примитивное чувство, но очень нравится чем-то удивлять.

– Как режиссёр выбирает пьесы для постановки?

– У каждого режиссёра есть пьесы, которые он хотел бы поставить. Но объяснить, как складывается этот режиссёрский портфель, очень сложно. С каждой пьесой по-своему. Это как дети появляются. У всех ведь это происходит при разных обстоятельствах. Знакомство, семья, отношения в семье и так далее. Это надо о каждом конкретном спектакле разговаривать. Вот вам какой спектакль нравится?

– Последнее, что я видела – «Сказка о рыбаке и рыбке». Мне очень нравится!

– Спасибо. Мне она тоже очень нравится. Это была идея Андрея Николаевича (А.Н. Тимошенко, главный режиссер театра драмы – авт.), она зрела года три. Идея состоит в том, чтобы сделать серию спектаклей по пушкинским сказкам. Он предложил выбрать сказку для формата камерной сцены. Мне показалось, что «Сказка о рыбаке и рыбке» в данном случае очень подходит. Выбрал бы я сказку о спящей царевне и семи богатырях… Где я семь богатырей, да еще Елисея сейчас возьму?! Новогодняя пора, все «богатыри» на Ёлках.

– В «Рыбке» действительно очень органично смотрятся персонажи. А как правильно подобрать актёра на роль? Ведь не секрет, что разные актёры одну и ту же роль исполняют по-разному. Спектакль от этого меняется, как всё это созревает?

– Если бы знать, как всё созревает. Никто не знает. Если вам кто-то скажет, что он знает, как делать спектакль. Он либо врёт, либо недопонимает. Ничего нет, нет, а потом раз и откуда-то что-то начинает получаться. И как это всё собирается?!

– Магия?

– Нет, магия это когда заклинание сказал и тебе что-то повиновалось. Здесь-то как раз всё наоборот. Очень много сил надо, постоянная работа, поиск.

– А при выборе и постановке спектакля Вы ориентируетесь на вкусы зрителей? Что сегодня надо зрителю?

– Какой-то зритель одно хочет видеть, другой – другое. Режиссёр может ориентироваться только на своё восприятие, на свой эстетический вкус. Он профессиональный зритель. Мне нравится, мне интересно было смотреть или хотя бы иногда интересно было смотреть? Только так! Конечно, я понимаю, что далеко не всем может понравиться то, что нравится мне, но по-другому не бывает. Кстати, это больше к вам вопрос. У СМИ больше возможностей получить реакцию зрителей и сказать режиссёрам, что же им нравится? Мне очень интересно получить обратную связь. Даже обдумываю как бы провести камеру в зал, чтобы она давала трансляцию зрительного зала. Буду наблюдать, как смотрят, на что реагируют. Тогда, может быть, что-то стянет понятнее.

– Расскажите о своих планах? Что ещё будете ставить?

– О, планов много. В январе грядёт «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Это совместный проект с благотворительной организацией «Время добра». Спектакль, в котором будут принимать участие дети с ограниченными возможностями здоровья. Очень хотелось бы поставить в Архангельске Вампилова, обсуждается «Старший сын». А если о глобальной мечте говорить, то есть задумки по поводу Пушкина «Борис Годунов». (Анастас достает толстый кожаный ежедневник весь изрисованный, заклеенный вырезками, исписанный заметками, стихами и т.д. – авт.) Вот смотрю на это, здесь собраны все мысли и идеи со времён учёбы в институте и понимаю: мультфильм надо снимать! Полнометражный.

– Будете снимать?

– Пока не умею. Но когда-нибудь обязательно буду!

Беседовала Яна Михайлова
Перейти к комментариям