Город

В Архангельске собираются отменить службу кондукторов на общественном транспорте

23 апр 2021, 11:15
Нововведение, давно испытанное на автобусах других губернских городов, в столице Поморья рискует провалиться. Хотя это, скорее, вопрос времени… и культуры поведения пассажиров, которая в наших краях пока остается довольно низкой.

Уровень доверия
По сути, платёжные терминалы – это некая реинкарнация старых советских автобусных касс. Те, кто застал закат Советского Союза, наверняка помнят устройства с отверстием в прозрачной крышке, куда скидывались монетки по стоимости проезда, потом пассажир крутил ручку и отрывал билетик. Систему при желании можно было легко обойти, бросив в щель меньшую сумму – главное, чтобы брякнуло, – а то и вовсе ничего не бросать, а просто открутить себе бумажку.

Позже уровень доверия автотранспортных предприятий к пассажирам несколько снизился, и появились компостеры – нехитрые устройства, в которые вставлялся заранее приобретённый талончик, и при помощи рычага этот талончик дырявился. В обоих случаях система оплаты была основана на совести самого пассажира и проверялась только нечастым контролем – на свой страх и риск талончик можно было сэкономить.

С продажей муниципальной транспортной сферы в частные руки и появлением кондукторов проехать зайцем стало сложнее, но вместе с этим существенно повысился и уровень нервозности в салоне. Необходимость личного общения с не слишком опрятной и не сильно приветливой дамой, уставшей от многочасового лавирования между людьми в битком набитом автобусе, настроения пассажиру не добавляет. При этом общественный транспорт превратился в одну из самых раздражающих сфер, где плевать хотели на пресловутые права потребителей и могли наорать за слишком крупную купюру, за слишком мелкие монеты, за забытое бабулькой пенсионное удостоверение и даже высадить из транспорта. Впрочем, это отдельный вопрос, до искоренения которого в Архангельске ещё весьма неблизко. Хотя первые шаги сделаны – на двух городских маршрутах перевозчик решил-таки опробовать опыт многих более продвинутых в сфере общественного транспорта городов и установить платёжные терминалы. И где-то загрустил кондуктор – в самом деле, кто же будет орать через весь салон: «Выходящие есть?»

Эффект Цезаря
Обыденный для многих регионов страны, но пилотный для Архангельска проект запустила компания, обслуживающая 7-й и 65-й автобусные маршруты. Причаститься к новшеству можно, приложив банковскую карточку или смартфон к устройству, закреплённому на поручне автобуса.
Со слов руководителя транспортной компании Сергея Валькова, тестирование, рассчитанное на трёхнедельный срок, проходит успешно. Чтобы определить уровень сознательности пассажиров и готовности к такому уровню доверия, в течение всего срока их будут проверять все те же контролёры. Вместе с тем, если человек предпочитает расплатиться наличными, он сможет рассчитаться напрямую с водителем.

Последнее, кстати, вызвало сарказм среди пользователей социальных сетей. Действительно, как водителю соблюдать обещанный график движения, который, как уверяли в поддержавшей проект городской администрации, должен отслеживаться системой ГЛОНАСС, если водитель, как Юлий Цезарь, должен будет делать несколько дел одновременно: рулить, отсчитывать сдачу и наблюдать в зеркало заднего вида за входящими? Это, к слову, ставит под сомнение безопасность поездки.

Сбой системы
Некоторые пользователи также сообщают, что в день старта эксперимента на одном из маршрутов система дала сбой и пассажирам пришлось-таки шуршать наличкой. К слову, подобные случаи нередки и в городах, где терминалы используются уже не первый год. Что делать, если терминал вдруг отказал, а наличных денег для расчёта с водителем нет? Прецеденты в других регионах показывают, что расплатиться необходимо в любом случае. То есть, если терминал отказал, а налички нет, извольте вылезать. Так что сколько бы кто ни говорил о комфорте и новейших технологиях, всё равно о наличии денежки в кармане надо будет позаботиться заранее.

Второй вопрос скорее всего возникнет не раз – при внедрении системы безналичной оплаты на более загруженных маршрутах особенно в часы пик неизбежно будут образовываться очереди к заветным поручням с терминалами – этакие пробки внутри отдельно взятого салона. И не придётся ли вспоминать бесячую практику передачи карточки по рукам. А это, между прочим, не гремящая мелочь – кто знает, в каком виде и с каким счётом карточка вернётся к своему владельцу.

За чей счёт?
Следующее, с чем вполне ожидаемо придётся столкнуться, – задержка рейсов. Для этого стоит просто посчитать, сколько человек пользуется наличными деньгами для оплаты проезда. Всем им придётся проходить через водителя. Объяснять дальше не имеет смысла – и так всё ясно.

Ну и наконец, как повсеместное, а рано или поздно обязательное введение системы на всём городском общественном транспорте, скажется на стоимости проезда. Судя по опыту, перевозчик требует повышения цены билета за каждое мало-мальски значительное нововведение.

Конечно, никто не сомневается в необходимости подобной системы оплаты. Но согласиться с тем энтузиазмом, с которым за внедрение её взялись в городской администрации, пока что довольно сложно.

Екатерина Стрельцова
Фото: www.arhcity.ru
Скрыть комментарии