Город

В Архангельске будут бороться с «визуальным мусором» с помощью дизайн-кода

18 дек 2018, 11:16

На волне городского благоустройства многие моногорода озаботились разработкой собственного дизайн-кода.

На сегодняшний день дизайн-коды разработаны и утверждены в Москве, Калининграде, Саратове, Челябинске, Казани, Воронеже, Новосибирске и других крупных городах Российской Федерации. Не обошла эта волна и Архангельск.

Что же такое дизайн-код?

По сути он представляет собой детализированные в одном документе правила и рекомендации по формированию единого стиля городской среды.

Мы пообщались с одним из инициаторов проекта по внедрению дизайн-кода — главным художником Архангельска Михаилом Трещевым.




— Михаил, как на законодательном уровне можно внедрить систему дизайн-кода? Когда планируете выносить вопрос на повестку сессии?

 — Нам кажется постановка вопроса «о внедрении системы дизайн-кода на законодательном уровне» не совсем правильна. Внедрять дизайн-код будут сами участники процесса — строители, дизайнеры, рекламные компании, предприниматели.

Для того, чтоб ответить на вопрос — «Что такое дизайн-код?», нужно просто вникнуть в историю вопроса. И только после этого мы сможем понять, а для чего он нужен и кто его будет внедрять. Дизайн-код — это, прежде всего, профессиональное понятие, принятое в среде архитекторов и дизайнеров, благополучно «перекочевавшее» в законы.

Под дизайн-кодом понимают совокупность унифицированных правил по визуальному оформлению городов, включая такие разделы, как правила размещения информационных и рекламных вывесок, нестационарных торговых объектов, типовые городские объекты мебели и оформления городских улиц и т. д.

Каждый город сам определяет состав разделов дизайн-кода. Например, в Калининграде он включает в себя:
  • Общие правила размещения и оформления информационных вывесок;
  • Каталог типовой городской мебели;
  • Правила размещения и оформления нестационарных торговых объектов;
  • Общие правила размещения и оформления рекламных конструкций;
  • Общие правила размещения и оформления городских ярмарок.


Именно структурированный состав документа даёт возможность поэтапно разрабатывать и внедрять дизайн-код.

Как правило, дизайн-код начинают разрабатывать с правил оформления и размещения информационных вывесок. Ведь это самая главная составляющая городских пространств. Посмотрите вокруг. Все здания имеют на своих фасадах вывески. Но посмотрите, насколько они хаотичны и разнообразны. То, что они сегодня представляют в нашем городе, иначе как «визуальный мусор» и не назовешь.

И мы хотим начать работу по приведению нашего города в порядок именно с установления этих чётких правил. Чтобы все заинтересованные лица представляли, что можно размещать на фасадах, а что нельзя.

Вопрос о внесении изменений и дополнений в Правила благоустройства муниципального образования «Город Архангельск» будет повторно рассмотрен на внеочередной сессии Архангельской городской Думы 27-го созыва. Причём, надо сказать самое важное: мы сегодня не принимаем дизайн-код. Его просто ещё нет. Мы вводим само понятие, для того, чтобы иметь возможность начать его разработку.

— Как планируется внедрять систему — постепенно, с какого периода?

 — Дизайн-код будет внедряться постепенно с момента утверждения его частей отдельными муниципальными правовыми актами. Если говорить о размещении информационных вывесок, то правила будут применяться на первоначальном этапе только к вновь устанавливаемым конструкциям и вывескам, которые требуют замены.

Кричащая реклама — больше не тренд

— Как будете договариваться с бизнесом? Есть ли уже положительный опыт взаимодействия? Поддержали ли предприниматели идею дизайн-кода?

 — Понятие «договариваться» не применимо к административной деятельности. Будут установлены правила, ясно и наглядно устанавливающие порядок действий.

Положительный опыт взаимодействия заметен уже сегодня. Некоторые федеральные торговые сети и местные предприниматели согласовывают с администрацией каждую размещаемую на фасаде вывеску. Например, у нас есть договорённость с управляющей компанией «высотки» о приведении вывесок к единому формату. Посмотрите на стандартизированные решения крупных торговых центров. Их бизнес успешен и без аляповатой рекламы.



Помимо положительных примеров, мы наблюдаем и «противодействие». Понятно, ведь в нынешних экономических условиях собственники и арендаторы зданий не хотят нести никаких дополнительных расходов. В данной ситуации хочется обратить внимание этих людей, чтобы они поняли простую мысль — они делают это для себя, своих семей и горожан.

Да, предприниматели говорят — дорого. Но зачем делать огромную дорогую вывеску, когда можно сделать аккуратную и красивую, просто указывающую на расположение в здание компании. Надо понять и принять, что сегодня вывеска перестала играть роль «кричащей» рекламы. Сегодня продвижение товаров и услуг уходит в социальные сети и интернет.

— Кто войдёт в рабочую группу по осуждению инициативы внедрения дизайн-кода?

Для участия в рабочих группах будут привлечены как депутаты, так и представители предпринимательского сообщества. А сам результат разработки вынесен на общественные обсуждения.

Вместе с тем, необходимо предусмотреть и меры административной ответственности за нарушение правил благоустройства города, в части несоблюдения требований дизайн-кода. Однако, это компетенция Архангельской области, она регулируется областным законодательством. Со своей стороны мы предложим варианты ответственности, но последнее слово за областными законодателями.

— Кого планируете подключить для внедрения системы? (архитекторы, неравнодушные жители, бизнесмены)?

Разработка Дизайн-кода затрагивает многие дисциплины, в частности архитектуру, средовое проектирование, графический дизайн, типографику и требует мультидисциплинарного подхода.

Для достижения качественного результата планируется привлечь к разработке данного документа квалифицированных специалистов в указанных областях.



В России впервые дизайн-код вывесок разработала студия Артемия Лебедева для центра Москвы в 2013 году. Весной 2017 года внедрять новые правила оформления фасадов начали в Саратове. Дизайн-код Саратова разработало КБ «Стрелка» совместно с АИЖК в рамках приоритетного госпроекта по формированию комфортной среды в городах по всей стране. Саратов стал пилотным проектом большой федеральной программы.

Но надо отметить, что разработчик дизайн-кода будет определён только по результатам торгов. Надеемся, что опытные игроки этого рынка заинтересуются нашим городом и поучаствуют в борьбе за контракт.

— Кроме вывесок и рекламы, что ещё планируется для создания гармоничного облика города?

 — На сегодняшний день запланирована работа по разработке единых правил оформления и размещения нестационарных торговых объектов (ларьков, киосков, палаток, летних кафе и пр.) и правил оформления и размещения адресных домовых знаков.

Мы готовы на стадии подготовки задания на разработку дизайн-кода услышать предложения все сторон, и, конечно, горожан, узнать, что они хотят видеть в составе дизайн-кода. Надеемся, что депутаты займут ответственную позицию и поддержат вектор при наведении порядка в городском визуальном пространстве.

Фото: администрация города Архангельска, а также предоставлено М.Трещевым.

Скрыть комментарии