Город

Страсти по архангельским терминалам

06 июл 2017, 15:42
Горадминистрация и застройщик приняли обоюдное решение

Вот уже без малого три года продолжается скандально-эпическая волокита с возведением в центре Архангельска объемистой махины, именуемой в официальных бумагах «транспортно-пересадочным терминалом». Сам факт его строительства летом 2014-го практически сразу же вызвал бурю негодования среди архангелогородцев.



Так выглядит сейчас за забором терминал, который подлежит сносу

Однако ж ситуация продолжала оставаться весьма двусмысленной вплоть до сегодняшнего дня. Вроде как стройка, извратившая облик площади перед морским вокзалом и создавшая массу неудобств для горожан, признана незаконной. Но дальнейшая её судьба достаточно долго была покрыта мраком. И вот она – долгожданная развязка: грядёт снос. Правда, не всего комплекса целиком, а отдельной его части. Обо всём по порядку.

С чего все началось

В июле 2014 года на прилегающей к архангельскому МРВ территории, служившей на протяжении нескольких десятилетий неким подобием автобусной станции, вовсю закипела ударная работа. На заблаговременно огороженном участке земли стартовал процесс «нарождения» комплекса из двух огромных помещений. По замыслу разработчиков проекта, новострою предстояло превратиться в автовокзал с элементами торгового центра, в довесок к уже существующему на проспекте Дзержинского. Проект предполагал наличие стоянки автобусов большого и малого класса, а также легковых машин. Исполнителем задачи по строительству выступило ООО «Комтранс».

Но вроде как благие намерения изначально натолкнулись на рьяное непонимание. Сначала возмутителями спокойствия выступили «привокзальные» торговцы, которые долгие годы держали свои ларьки и палатки на данной местности. То, что она когда-нибудь трансформируется в стройплощадку, не могло им привидеться и в кошмарном сне. Еще до заколачивания первых свай вытесненные прочь коммерсанты направились с жалобами в прокуратуру – искать справедливости. Далее негодование охватило уже и простых горожан, вынужденных привыкать к новому расположению остановок и осваивать не слишком-то комфортные «вдользаборные» пути для перемещения.


Уже и доски в переходах прогнили...

И грянул бой, судебный бой

Архангельская городская прокуратура по факту обращения предпринимателей организовала проверку. По итогам последней выяснилось, что создание терминала не значится в документации градостроительного планирования центра города. Сама же стройка признана не соответствующей «СНиПовским» нормам. Вскоре дело дошло до суда, где разразились затяжные баталии. Поначалу служители Фемиды были явно не на стороне противников «супервокзала» – Октябрьский райсуд признал законным его возведение законным. Однако надзорное ведомство составило новое требование, правда, уже с менее жесткими корректировками. Оно не сводилось к необходимости сноса стройки, а содержало указания к устранению выявленных нарушений.

Например, привести в норму документы по электросетям, дабы была возможность подключить комплекс к электричеству легальным способом. В конечном результате оно было удовлетворено всё тем же Октябрьским районным судом. Но ситуация более ясной не стала. Процесс дважды проходил и через областной суд, который оба раза признавал разрешение мэрии Архангельска на постройку незаконным.

Стоит подчеркнуть, что пока вокруг стройки бушевали судебные страсти, работы в огороженном секторе практически не прекращались. Бетонный остов с очертаниями будущего пересадочного узла продолжал шириться и в снег, и в дождь, вызывая всё большее раздражение среди населения.


Грязь и лужи окружают стройку

Из недавних сводок

Последний раз ООО «Комтранс» пытался отстоять своё терминальное «детище» в арбитражном суде 20 июня. Процесс проходил в Вологде. Застройщик планировал добиться отмены решения прокуратуры о признании выдачи разрешения на строительство незаконным. В итоге ему в этом было отказано. Логическим продолжением действа могла бы стать апелляция со стороны «родителей» терминалов, но этого не произошло. Остаток месяца сохранялась неопределённость.

Ни прокуратура, ни мэрия не могли дать чёткого ответа на вопрос, чем же всё в итоге закончится. В горадминистрации заявляли, дескать, когда пройдут все суды, тогда и можно будет подводить черту.

Снести и забыть как страшный сон

Отношение большинства городской общественности к стройке у МРВ – сугубо негативное. Отрицательно в оношении неё высказывался сам градоначальник Игорь Годзиш и многие другие. Например, известный в Архангельске учёный, писатель и краевед Юрий Барашков настроен категорически: терминалам не место на привокзальной территории.

«Понимаете, они своим поступком фактически убили вокзальную площадь. Вокзал традиционно считался воротами в город, у нас на этом месте был прекрасный архитектурный ансамбль, невзирая на то, что там долгие годы существовал пересадочный пункт. Но всё произошедшее не вписывается ни в какие рамки. Моё мнение – терминалы необходимо снести и забыть их, будто страшный сон. А то ведь стыдно перед людьми. К нам в САФУ приезжает немало гостей на разные научные мероприятия. И все они вынуждены наблюдать такой кошмар прямо перед стенами университета. Сам общался с представителями других регионов – они в шоке от увиденного», - считает Барашков.

По его мнению, в борьбе с терминалами всю свою недюжинную волю должны проявить городские власти. А при необходимости должно подключиться и областное руководство, которое обязано показать, что позиция простого большинства населения для него важнее, чем сиюминутная коммерческая выгода бизнес-структур.


Разбитые дороги остаются в жутком состоянии на территории всей площади

Новость-финиш: демонтировать, но не всё

И вот сегодня, 6 июля, похоже, наступил финал всему вышесказанному. Директор департамента градостроительства администрации Архангельска Михаил Елагин сделал официальное заявление, согласно которому на месте масштабной стройки теперь развернётся не менее масштабный демонтаж. Правда, касается это лишь одной из двух составляющих терминального комплекса – той, что расположена ближе к площади Профсоюзов.

«В соответствии с соглашением между горадминистрацией и собственником объекта, принято решение снести данный терминал в срок до 1 сентября 2017 года. По поводу второго терминала могу сказать, что уже принято решение сдать в аренду указанный земельный участок сроком на три года. В течение этого времени застройщик должен будет возвести здание площадью 2800 квадратных метров и сдать его в эксплуатацию. Правда, пока заявление на аренду от застройщика не поступало, а мэрия, соответственно разрешения ещё не выдавала», - сообщил чиновник.

Исходя из вышесказанного делаем вывод, что посадочный терминал напротив МРВ всё-таки появится. Хотя и в изрядно «подкорретированном» формате. Как отметил Михаил Елагин, территория близ морского-речного вокзала уже и так является большим транспортно-пересадочным узлом, поэтому в соответствии с федеральным законодательством власти города должны обеспечить пассажиров транспортным комплексом, который бы отвечал всем современным требованиям. Теперь дело за собственником, который должен предоставить в мэрию проектную документацию.

Подчеркиваем, что стройка может продлиться ещё три года. Если же за данное время объект так и не будет сдан под крышу, то его придётся изымать и продавать на публичных торгах для последующей застройки. Впрочем, сам застройщик также вправе пустить его под бульдозер.


Так должна была выглядеть площадь у МРВ после завершения строительства

За чей счёт снос?

А теперь самое интересное – расходы. Демонтаж «приговорённого» к сносу терминала будет осуществляться за счёт средств и сил застройщика. Ни копейки бюджетных денег, по заверению представителя администрации Архангельска, потрачено туда не будет. Собственник также обязуется обеспечить безопасный вывоз материалов на свалку. Сумму, которая будет затрачена на демонтаж, Михаил Елагин назвать затрудняется. Хотя, впрочем, он считает, что это уже не столь важно – ведь городская казна не пострадает. Освободившееся от «недостроя» пространство планируется использовать для последующего благоустройства и использования в качестве элемента пассажирско-транспортной инфраструктуры.

Эпилог

Как видим, власти и застройщик решили в давнем конфликте выбрать решение «золотой середины», которая худо-бедно, но устраивала бы обе стороны. Выводы пока делать преждевременно – надо дождаться хотя бы первых результатов. Например, 1-го сентября, когда по соглашению с лица привокзальной площади должен быть стёрт один из многострадальных терминалов. А что будет со вторым, и, главное, как это будет происходить – тут давать прогнозы затруднительно. Ясно одно – произошла попытка поставить точку в затянувшемся процессе. И превратится она в многоточие или нет – остаётся лишь гадать.

Будет ли стыдно жителям города перед своими гостями с одним терминалом вместо двух? Вопрос открытый...

Виталий Айнуров
Фото ИА "Двина Сегодня"
Скрыть комментарии