Город
Остаться в живых: призрак последнего архангельского трамвая станет памятником
«Мы видели, как уезжает последний трамвай» – слова из старой песни Цоя как никакие другие не подходят к ситуации в Архангельске, где последний из уничтоженных трамваев собираются сделать памятником. Выглядит это, мягко говоря, как насмешка над городом.
Архангельская трамвайная линия, долгое время бывшая самой северной в мире была системно уничтожена во время правления мэра Нилова. Официальной причиной ликвидации трамвайного сообщения называлась его убыточность, а также заявления местной администрации о том, что трамваи портят асфальт и гремят.
В это заведомое враньё, естественно, никто не верил – весь город знал, что городничий тогдашний Нилов преследовал свои шкурные интересы.
Трамвай в Архангельске начал ходить летом 1916-го. К этому Архангельск шёл долгие 18 лет: от появления идеи в 1998-м до начала строительства линии в 1914 и запуска спустя два года первого трамвайного маршрута. В 1914 году была построена и первая подстанция на Пермской (сейчас Суворова).
Первые сделанные на заводе в Мытищах машины ходили от пересечения Троицкого проспекта с улицей Полицейской (ныне улицы Свободы) до депо на Почтовом тракте (сейчас это Ленинградский проспект), которое до сих пор находится на своём прежнем месте, правда, в виде мебельного магазина. Уже с самого открытия линии по ней бегало восемь вагонов, а к концу 2016-го – уже семнадцать.
В год, когда было запущено трамвайное сообщение, было открыто два маршрута: первый – от Архиерейской (Урицкого) по Троицкому до Полицейской; второй – от Полицейской далее по Троицкому до Пермской. Дальше вагончик разворачивался на кольце от Пермской по Среднему проспекту до Лопарской (сейчас Комсомольская) и возвращался на Троицкий. Только за год работы трамвай перевёз более трёх миллионов пассажиров.
В начале февраля 1917-го открыли маршрут в Соломбалу: летом по деревянному мосту, зимой шпалы и рельсы прокладывали прямо по льду Кузнечихи.
Примечательно, что трамвай не прекращал свою работу ни во время Гражданской войны, ни во время Февральской революции, ни в период октябрьского переворота. Даже во время Интервенции, когда архангельские вагоновожатые устроили забастовку, в кабины пересели американские военные – трамвай продолжал ходить.
На Первой Всероссийской трамвайной конференции в 1922 году в Москве архангельская система была названа лучшей в Советской России.
Не останавливался он и в Великую Отечественную – в годы войны он перевозил не только горожан, но и военные грузы, поставляемые для фронта от союзников по ленд-лизу. Так и работал, пока за его уничтожение с самого начала нулевых не взялся вредитель Нилов. Сначала ему перекрыли путь в Соломбалу, ссылаясь на аварийность моста, потом взялись за центральные маршруты, постепенно доведя их до полной деградации. Ну а дальше вы знаете.
Дело мэр-вредитель состряпал довольно оперативно: 13 мая 2003 года он закрыл последний рентабельный маршрут, после чего уничтожение городского трамвая вообще стало делом времени – менее чем полтора года спустя, 7 сентября 2004-го, Нилов закрыл последний в Архангельске трамвайный маршрут, пообещав через три месяца пустить по бывшим трамвайным маршрутам новые троллейбусы – оказалось, просто врал.
Уничтожив трамвай, он освободил дорогу своему отпрыску, которому отдал бизнес пассажирских перевозок в областном центре – тогда город окончательно оказался под игом «ПАЗиков», которые впоследствии выдавили с улиц большие городские автобусы и на долгие годы превратили столицу Поморья в город ржавых маршруток.
Пришедший на смену ему Павленко, бывший сначала исполняющим обязанности мэра, добил и архангельский троллейбус – город остался без электротранспорта. Впоследствии во время своего второго срока Павленко несколько раз ляпнул о планах по возрождению трамвайно-троллейбусного транспорта, но тогда ему уже никто в городе не верил, и слова посчитали очередным пустым трёпом – так оно и оказалось.
В распоряжении города оказался один единственный вагон, который внезапно решили отреставрировать и превратить в памятник. Горожане восприняли идею с известной долей сарказма.
Реставрировать вагон начали на Красной Кузнице, работы шли долго и со скрипом, а лет шесть назад чтобы подогреть тему городские власти даже устроили опрос, где должен покоиться трамвай-мумия. Предлагали здание бывшего морского-речного вокзала, сквер на Ленинградском, место под стенами Красной Кузницы и даже детский парк, откуда в своё время таинственно исчез целы самолёт. Трамвайный вагон вполне мог остаться ржаветь на задворках Гостиных дворов. В лучшем случае трамвай мог бы разделить судьбу английского танка, который руководство музея годами продолжает держать в грязном и обшарпанном пластиковом гробу, уродуя центр губернской столицы.
Так или иначе, на днях долголетний ремонт последнего трамвая на старейшей архангельской судоверфи всё-таки завершили. Руководство краеведческого музея уверили, что железная мумия будет выставлена на всеобщее обозрение летом будущим летом. А вот где будет покоиться усопший, пока не ясно.
Архангельская трамвайная линия, долгое время бывшая самой северной в мире была системно уничтожена во время правления мэра Нилова. Официальной причиной ликвидации трамвайного сообщения называлась его убыточность, а также заявления местной администрации о том, что трамваи портят асфальт и гремят.
В это заведомое враньё, естественно, никто не верил – весь город знал, что городничий тогдашний Нилов преследовал свои шкурные интересы.
Трамвай в Архангельске начал ходить летом 1916-го. К этому Архангельск шёл долгие 18 лет: от появления идеи в 1998-м до начала строительства линии в 1914 и запуска спустя два года первого трамвайного маршрута. В 1914 году была построена и первая подстанция на Пермской (сейчас Суворова).
Первые сделанные на заводе в Мытищах машины ходили от пересечения Троицкого проспекта с улицей Полицейской (ныне улицы Свободы) до депо на Почтовом тракте (сейчас это Ленинградский проспект), которое до сих пор находится на своём прежнем месте, правда, в виде мебельного магазина. Уже с самого открытия линии по ней бегало восемь вагонов, а к концу 2016-го – уже семнадцать.
В год, когда было запущено трамвайное сообщение, было открыто два маршрута: первый – от Архиерейской (Урицкого) по Троицкому до Полицейской; второй – от Полицейской далее по Троицкому до Пермской. Дальше вагончик разворачивался на кольце от Пермской по Среднему проспекту до Лопарской (сейчас Комсомольская) и возвращался на Троицкий. Только за год работы трамвай перевёз более трёх миллионов пассажиров.
В начале февраля 1917-го открыли маршрут в Соломбалу: летом по деревянному мосту, зимой шпалы и рельсы прокладывали прямо по льду Кузнечихи.
Примечательно, что трамвай не прекращал свою работу ни во время Гражданской войны, ни во время Февральской революции, ни в период октябрьского переворота. Даже во время Интервенции, когда архангельские вагоновожатые устроили забастовку, в кабины пересели американские военные – трамвай продолжал ходить.
На Первой Всероссийской трамвайной конференции в 1922 году в Москве архангельская система была названа лучшей в Советской России.
Не останавливался он и в Великую Отечественную – в годы войны он перевозил не только горожан, но и военные грузы, поставляемые для фронта от союзников по ленд-лизу. Так и работал, пока за его уничтожение с самого начала нулевых не взялся вредитель Нилов. Сначала ему перекрыли путь в Соломбалу, ссылаясь на аварийность моста, потом взялись за центральные маршруты, постепенно доведя их до полной деградации. Ну а дальше вы знаете.
Дело мэр-вредитель состряпал довольно оперативно: 13 мая 2003 года он закрыл последний рентабельный маршрут, после чего уничтожение городского трамвая вообще стало делом времени – менее чем полтора года спустя, 7 сентября 2004-го, Нилов закрыл последний в Архангельске трамвайный маршрут, пообещав через три месяца пустить по бывшим трамвайным маршрутам новые троллейбусы – оказалось, просто врал.
Уничтожив трамвай, он освободил дорогу своему отпрыску, которому отдал бизнес пассажирских перевозок в областном центре – тогда город окончательно оказался под игом «ПАЗиков», которые впоследствии выдавили с улиц большие городские автобусы и на долгие годы превратили столицу Поморья в город ржавых маршруток.
Пришедший на смену ему Павленко, бывший сначала исполняющим обязанности мэра, добил и архангельский троллейбус – город остался без электротранспорта. Впоследствии во время своего второго срока Павленко несколько раз ляпнул о планах по возрождению трамвайно-троллейбусного транспорта, но тогда ему уже никто в городе не верил, и слова посчитали очередным пустым трёпом – так оно и оказалось.
В распоряжении города оказался один единственный вагон, который внезапно решили отреставрировать и превратить в памятник. Горожане восприняли идею с известной долей сарказма.
Реставрировать вагон начали на Красной Кузнице, работы шли долго и со скрипом, а лет шесть назад чтобы подогреть тему городские власти даже устроили опрос, где должен покоиться трамвай-мумия. Предлагали здание бывшего морского-речного вокзала, сквер на Ленинградском, место под стенами Красной Кузницы и даже детский парк, откуда в своё время таинственно исчез целы самолёт. Трамвайный вагон вполне мог остаться ржаветь на задворках Гостиных дворов. В лучшем случае трамвай мог бы разделить судьбу английского танка, который руководство музея годами продолжает держать в грязном и обшарпанном пластиковом гробу, уродуя центр губернской столицы.
Так или иначе, на днях долголетний ремонт последнего трамвая на старейшей архангельской судоверфи всё-таки завершили. Руководство краеведческого музея уверили, что железная мумия будет выставлена на всеобщее обозрение летом будущим летом. А вот где будет покоиться усопший, пока не ясно.