Новая набережная в Архангельске: какой её увидят горожане

06 сен 2017, 10:01
В начале августа власти Архангельска рассказали о встрече с руководством холдинга «Аквилон Инвест» и Дворца детского и юношеского творчества (ДДЮТ), на которой обсуждалась будущая набережная от Дворца до площади Профсоюзов.

Новость вызвала жаркие споры в социальных сетях относительного того, будет ли продолжен променад до Красной пристани и как это будет сделано, останутся ли речные причалы там, где они сегодня располагаются и как будет обустроена набережная. Затрагиваются и темы источников финансирования. Мы постарались ответить если не на все, то на наиболее важные вопросы.

Беломорский кластер

Сам проект набережной укладывается в туристско-рекреационный кластер «Беломорский», который был представлен ещё в 2014 году. Кластер вошёл в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» и предполагает строительство в Архангельске и Приморском районе объектов делового и круизного туризма. В частности, на набережной Северной Двины холдинг «Аквилон Инвест» заканчивает строительство бизнес-центра Delta и первой в Архангельске четырёхзвёздочной гостиницы Novotel, ставшей ключевым пунктом программы кластера, в которой будет располагаться самая крупная в областном центре площадка для проведения международных деловых мероприятий. Внебюджетные вложения в кластер составят около 3 миллиардов рублей (с учётом первой за 30 лет в Архангельске комплексной застройки территории), федеральное финансирование – 325 миллионов. Ещё 90 миллионов рублей необходимо предусмотреть в консолидированном бюджете Архангельской области на 2018 год.


Общедоступная и открытая для всех жителей города, а не только для обитателей новых жилых комплексов, пешеходная прогулочная зона является неотъемлемой частью Беломорского кластера. Завершить работы над ней необходимо в будущем году. А значит, уже сегодня у администрации города должен быть проект. Однако, его пока нет.

«Уже в этом году нам нужно иметь проектную документацию, прошедшую государственную экспертизу, чтобы получить федеральную поддержку для реализации проекта. Учитывая, что это значимая для всего города территория, мы проведем общественное обсуждение, чтобы люди могли высказать свои предложения», – рассказал глава города Игорь Годзиш.

К концу 2018 года «Аквилон Инвест» заканчивает проект комплексной застройки в районе от улицы Поморской до площади Профсоюзов. Жилой комплекс «ОмегаХаус» и бизнес-центр Delta будут полностью сданы уже в этом году. А жилой комплекс ALPHA планируют сдать в эксплуатацию в середине 2018 года. Уже в третьем квартале компания намерена завершить благоустройство на своей части территории, которая непосредственно прилегает к будущей набережной. Другими словами, холдингу, администрации города и правительству региона, как оператору Беломорского кластера, нужно довольно быстро согласовать проект и все работы, связанные с обликом променада.

«На сегодняшний день в администрации города подготовлено предложение, как будет выглядеть пешеходная часть территории, но пока речи не ведётся о каких-либо малых архитектурных формах. Компания «Аквилон Инвест» готова участвовать в проектировании благоустройства этих территорий. Деньги на строительство будут выделены федеральные и областные, возможно область потребует и участие городского бюджета на уровне порядка 5%. Город остаётся заказчиком всей этой истории», – рассказал Игорь Годзиш.

«В рамках Беломорского кластера выделяются федеральные деньги на благоустройство набережной, где будут формироваться туристические потоки. Исходя из этого, нужно привести проектирование в единую концепцию. Условно говоря, чтобы фонари, скамейки, велодорожки и прочие объекты не были разрозненными. Естественно, что мы со своей стороны готовы участвовать во всех обсуждениях, в том числе и финансово в проектировании новой набережной», – говорит гендиректор холдинга Алексей Попков.

С точки зрения архитектора

Архитектор, разработавший по заказу холдинга «Аквилон Инвест» проект комплексной застройки, Александр Мамошин уверен, что работы по строительству новой набережной можно начинать уже сегодня. И начинать нужно с вырубки кустов со стороны ДДЮТ. Он также считает, что проход к Красной пристани должен быть проложен непосредственно у воды, а не расширен в верхней части улицы Набережная Северной Двины, как это на данный момент рассматривается властями.

«Сегодня улица Поморская заканчивается кустиками и деревьями, с неё не видно воды, это какие-то задники, которые только всё портят. На самом деле именно под ДДЮТ нужно делать продолжение набережной, а не расширять тротуар сверху, где, во-первых, и так достаточно места, а во-вторых, там формируются совершенно другие пешеходные потоки и набережной тот участок назвать никак нельзя», – считает архитектор.

Действительно, сегодня территория под ДДЮТом совершенно закрыта, хотя раньше там был рынок, а после его ликвидации сохранялся проход и с появлением Дворца пионеров. При желании, считает он, сделать проход можно уже в этом сезоне, убирая сорную поросль и обеспечивая прямую променаду к Красной пристани.

В ближайшее время власти Архангельска представят на обсуждение общественности предложения по обустройству новой набережной у ДДЮТ, рассказал «Двине Сегодня» глава города Игорь Годзиш. Относительно перехода от новой набережной до Красной пристани, глава Архангельска пояснил, что проектом предусматривается расширить пешеходную часть по набережной Северной Двины, что потребует перенести забор.

«Забор будет перенесён примерно на 6 метров. Таким образом, там получится хвойная аллея, которая станет центром пешеходной зоны. Что касается возможности перехода по нижней части вдоль ДДЮТ – такой вариант мы рассматриваем в перспективе, поскольку там сейчас, по сути, промзона и федеральные причалы. Здесь нам пока пешеходную часть не сделать. Мы рассматривали вариант транзита через территорию ДДЮТ, но специалисты утверждают, что будут нарушены антитеррористические требования. На мой взгляд, этот вопрос всё равно остаётся предметом диалога», – отметил Годзиш.

По мнению главы областного центра, забор вокруг ДДЮТ можно было бы убрать совсем и встроить его территории в общую променаду, а пешеходы уже сами бы выбирали, как пройти от новой набережной к Красной пристани – по верху или снизу.

У Мамошина есть собственное представление о том, как должна выглядеть новая архангельская набережная. Он считает, что здесь необходимо сконцентрироваться на морской и речной тематике, что вполне логично, учитывая близость Морского музея. 

«По старым фотографиям там были замечательные видовые веранды, эти архивы можно поднять и воссоздать подобные архитектурные формы. А вот новое благоустройство должно иметь и новый смысл с одной стороны, а с другой стороны это должны быть артефакты. Очень хорошую линейку таких артефактов можно собрать из неких морских и речных тем. Можно придумать парк буёв, могли бы появиться на набережной некие якоря. Когда мы начинали работать с Речпортом, мне рассказывали, что у них есть множество всевозможных редкостей, судовых артефактов. Во-вторых, есть старые суда, которые уже не работают, но могли бы встать у причала и выполнять какие-то общественные функции, например, музейные или функции кафе. Подобных примеров много – в том же Санкт-Петербурге стоит не только крейсер «Аврора», но и ледокол «Красин», – заметил Мамошин.

Наш собеседник также рассказал, что новый речной вокзал должен вписываться в архитектурную стилистику застройки. Первоначальный проект Речпорта, отметим, был отвергнут градостроительным советом, ибо совершенно выбивался из единого облика ансамбля.

«Ко мне обратился Речпорт, и в конце прошлого года мы прошли градостроительный совет с новым проектом вокзала. В дальнейшем мы должны были вместе с Речпортом продолжить разработку проекта, но заказчик от этого отказался, ограничившись концепцией и самостоятельно занялся разработкой документации. Я, как автор проекта, конечно, должен контролировать процесс, но Речпорт уклоняется от этой процедуры. И теперь я опасаюсь, что облик вокзала будет искажён. Мне бы очень этого не хотелось», – говорит Михаил Александрович.

Транспортная составляющая

Красивые изображения набережной, которые мы видим на проектных эскизах компании «Аквилон Инвест», в реальности будут несколько иными. Так у набережной пока останутся речные причалы, где осуществляется посадка и высадка пассажиров. Речпорт, как сказано выше, планирует здесь построить вокзал. Территория для него уже выделена. В соцсетях довольно много обсуждений на тему: для чего его строить, если неподалёку уже существует морской речной вокзал, к сожалению, превратившийся в крытый вещевой рынок. Казалось бы, логично перевести речные причалы именно к нему, а у новой набережной предусмотреть, например, возможность швартовки яхт и катеров.

Точка зрения о том, что формирование транспортных потоков в районе от МРВ до ДДЮТ сегодня совершенно разрозненно, конечно, имеет право на жизнь. От речных причалов пассажиры направляются на перекрёсток улицы Поморской и Троицкого проспекта, который и без того переполнен. Гораздо удобнее было бы перенаправить эти потоки к МРВ, откуда жители островных и областных территорий, а также туристы сразу попадали бы в большой транспортный узел с возможностью отправиться практически в любое направление города, и наоборот – из города.

Примерно так думал и глава Архангельской области Игорь Орлов, когда ещё в 2012 году поднимал вопрос о функционале здания морского речного вокзала и давал поручение региональному министерству промышленности и торговли создать рабочую группу для рассмотрения вопроса о дальнейшей эксплуатации здания. Но поручение главы региона повисло в воздухе, и по сей день вопросом МРВ никто не занимается.

В пользу МРВ, как большого центра по распределению пассажиропотока, говорит и тот факт, что филиал «Межрегионтрубопроводстроя» (МРТС), чьи мощности расположены на левом берегу Северной Двины прямо напротив МРВ, рассматривает возможность глобальных дноуглубительных работ. Сейчас компания принимает суда осадкой 7,2 метра, а необходимо 9-12 метров. Городу такое дноуглубление тоже нужно, особенно в рамках концепции Беломорского кластера, поскольку позволит осуществлять заход круизных лайнеров и их швартовку у Красной Пристани и МРВ. МРТС, в качестве социальной нагрузки, готов даже сделать разворотный бассейн для лайнеров.

Но в горадминистрации нам рассказали, что никаких переговоров относительно возвращения вокзалу прежнего статуса с владельцем – Архангельским морским торговым портом – не ведётся. Похоже, что такие планы пока только вынашиваются, как заявил недавно директор департамента градостроительства Михаил Елагин.


Архитектор Михаил Мамошин полагает, что нужно оставить исторически сложившееся положение вещей, когда жители Кегострова и других поселений прибывают на городские причалы в районе улицы Поморской. Это, считает архитектор, оживляет территорию новой набережной.

«То, что сейчас мы там делаем – мы возвращаем энергию жизни в эпицентр Архангельска. Когда-то в этом месте ничего не было, кроме рынка и рыбных складов, и там кипела жизнь. Сейчас жизнь снова закипит – бизнес-центр, гостиница, жилые дома, на первых этажах которых откроются кафе, магазины, спортивные залы. Что касается МРВ, то он исторически был больше ориентирован не на переправу через реку, а на речное судоходство по Северной Двине и Пинеге, а также на Соловки и по Белому морю. Эти потоки никогда раньше не объединялись, и сейчас я не вижу в этом смысла», – говорит архитектор.

Он также добавляет, что если перенести речные причалы к МРВ, то на променаде образуется мёртвая водная гладь, что не свойственно для Архангельской набережной. Исключением является разве только пляжная её территория.

В самом «Аквилон Инвесте» на эту тему высказываются осторожно, справедливо отделяя сферы влияния бизнеса от вопросов, находящихся в ведении властей города и региона.

«Моя личная позиция заключается в том, чтобы всем было комфортно: и пассажирам речных теплоходов, и тем, кто будет жить в новых домах и гулять по новой набережной. Что касается речного вокзала, который здесь начинает строиться, то проект архитектора Мамошина идеально вписывается в общую архитектурную концепцию. Было бы печально, если бы дела обстояли иначе», – высказал свою личную позицию глава холдинга Алексей Попков.

Итак, учитывая полное отсутствие переговорного процесса между властями и Морпортом, стоит полагать, что МРВ останется рынком, а речные причалы на своём привычном месте. Дело, как говорится, осталось за малым – не упустить сроки подготовки проекта набережной, чтобы не сорвать федеральное финансирование. И, конечно, сделать для горожан действительно уютную променаду, которую не стыдно показать и нашим иностранным гостям.

Вадим Олейников
Скрыть комментарии