На сессии городской Думы депутаты одобрили отчет главы Архангельска Игоря Годзиша о работе исполнительного органа местного самоуправления в 2017 году.
Приводим полную версию доклада.
- Аналитика и результаты нашей деятельности - это не просто дань традиции, но определение целей и задач путем дискуссии. Заинтересованность в решении самых острых проблем городского развития, готовность спорить в поисках компромисса и выработка совместных взвешенных решений — таким был формат взаимодействия администрации и Гордумы в прошедшем году.
Исполнение бюджета
Основным инструментом развития города как экономической и социальной системы является городской бюджет. Несмотря на то, что бюджет 2016 года был сформирован ещё по старым подходам, администрация города подошла к его исполнению неформально и постаралась извлечь максимальный эффект из утвержденных бюджетных параметров.
Городской бюджет за 2016 год исполнен по доходам в сумме 7,9 млрд. рублей. Собственные доходы за указанный период составили 4 млрд. 276 млн. рублей, что на 2,7% больше прогнозных поступлений.
По расходам бюджет исполнен на 8,2 млрд. рублей. По сравнению с 2015 годом расходы городского бюджета увеличились на 327 млн. рублей или на 4,1%. Дефицит бюджета составил 297,5 млн. рублей.
В течение 2016 года одновременно со штатным исполнением бюджета внедрялись и различные новации бюджетного процесса. Так, за счет нового механизма перераспределения экономии по закупкам и внедрения текущего мониторинга муниципальных программ, активизации работы межведомственной комиссии по своевременному поступлению платежей в городской бюджет и борьбы с нелегальной занятостью, завершения процедур ликвидации муниципальных учреждений городского хозяйства город смог получить суммарный бюджетный эффект за прошедший год более 330 миллионов рублей.
Кроме того, городу удалось привлечь около полумиллиарда дополнительной финансовой поддержки из областного и федерального бюджета на ремонт дорог, выплаты за ветхое жилье и иные городские нужды.
Но наиболее значимой, на мой взгляд, задачей, которую мы смогли решить в прошлом году, была модернизация подходов к управлению муниципальным долгом как к наиболее болезненной точке бюджетной политики. Акцент был сделан на привлечение более дешевых бюджетных кредитов от Федерального казначейства и проведение ежедневного мониторинга потребности в кредитных ресурсах.
Результат очевиден – расходы на обслуживание долга ниже 2015 года, а экономия в течение года составила более 200 миллионов рублей. Но самое главное, мы практически ушли от наращивания долговой нагрузки и существенно изменили структуру бюджетной балансировки. С учетом прошлогодней задолженности по восстановлению областных средств долг на 1 января 2017 года лишь на 44 миллиона выше уровня 1 января 2016 года, а собственный дефицит в 11 раз ниже уровня 2015 года.
Новые приоритеты и подходы демонстрирует и утвержденный бюджет на 2017 – 2019 годы. Вы все, уважаемые депутаты, принимали участие в масштабной работе по мобилизации доходных источников, пересмотру расходной части с учетом выявления резервов оптимизации и повышения отдачи каждого бюджетного рубля для жителей и экономики города. Итог нашей совместной работы - перспективный бюджет, в котором текущие расходы и затраты на ремонты сопоставимы с объемами собственных доходов, а размер дефицита соответствует объемам капитальных вложений, что отвечает признакам бюджета развития.
Таким образом, уже на сегодняшний день мы имеем качественно новое состояние муниципальных финансов. При этом вектором стабилизации экономической политики, который позволит закрепить и развить полученные результаты, стал План мероприятий по обеспечению устойчивости городского бюджета на 2016-2017 годы. По предварительной оценке, бюджетный эффект от его реализации в перспективе составит более 1 млрд. рублей.
Социально-экономическое положение города
В 2016 году согласно сведениям органов службы государственной статистики в целом по основным показателям социально-экономического положения города Архангельск наблюдалась положительная динамика.
Численность населения города составила 358,6 тыс. человек, что на 304 человек больше, чем годом ранее. Рост обеспечен как превышением рождаемости над смертностью, так и миграционными процессами.
Органами статистики по крупным и средним предприятиям фиксируется рост среднемесячной заработной платы на 7,1%. Рост оплаты труда отмечается во всех наблюдаемых видах экономической деятельности.
Данный показатель во многом обусловлен увеличением объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг организациями всех видов экономической деятельности на 13,1 % к уровню 2015 года.
Улучшение состояния организаций города выражается в значительном снижении объема просроченных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды на 71%.
Уровень регистрируемой безработицы сохранился на уровне 2015 года и составил 0,8%, что в 2,1 раза ниже, чем в среднем по Архангельской области. Необходимо отметить, что число вакансий в центре занятости населения Архангельска превышает численность ищущих работу в 1,2 раза.
В течение 2016 года существенно снизилась задолженность по заработной плате, в том числе полностью погашена задолженность перед работниками МУП «АПАП-1» и «АПАП-2».
Инвестиционный климат
Объем инвестиций в основной капитал в 2016 году составил 12,6 млрд. рублей, что на 20,1% выше уровня 2015 года. Наибольший рост отмечен в секторах «обрабатывающие производства», «операции с недвижимым имуществом», «оптовая и розничная торговля». На долю собственных средств организаций приходилось 54,6% от общего объема инвестиций в основной капитал.
Необходимо особо отметить рост частных инвестиций в строительство жилья. Общая площадь строящегося в Архангельске жилья превышает 200 тыс. кв. м. В 2016 году введено в эксплуатацию 87 жилых домов общей площадью 84,5 тыс. кв. м. Кроме того, в 2016 году выдано 174 разрешения на строительство жилых домов, из них 66 - на многоквартирные жилые дома.
С 2017 года благодаря проведенной администрацией города работе с целью стимулирования индивидуального жилищного строительства для архангелогородцев в разных лесничествах Архангельской области зарезервировано 20 тыс. куб. м леса на 2017 год. Ранее такое резервирование не осуществлялось, что приводило к отказам в отводе лесных участков. Сегодня лесничества готовы полностью удовлетворить запросы граждан на заготовку древесины под ИЖС.
Но строительная активность не исчерпывается возведением нового жилья. В 2016 году введено в эксплуатацию 47 объектов гражданского назначения общей площадью 115 тыс. кв. м. Кроме того, выдано 71 разрешение на строительство объектов гражданского и производственного назначения общей площадью (проектной) около 95 тыс. кв. м.
Постановлением главы МО «Город Архангельск» администрация города в лице департамента экономического развития определена уполномоченным органом в сфере муниципально-частного партнерства. Во исполнение соглашения о сотрудничестве между администрацией города и четырьмя ведущими бизнес-ассоциациями Архангельской области ведется формирование перечня проектов для реализации соглашений о муниципально-частном партнерстве и концессионных соглашений.
В настоящее время завершается подготовка к проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения по объектам водоснабжения и водоотведения города, разрабатывается конкурсная документация по строительству школы на 1600 мест и детского сада на 280 мест в территориальном округе Майская горка, реконструкции бывшего здания детского сада по адресу ул. Сибиряковцев д. 5 под гостиницу по типу «Пациент-отеля», созданию яхт-клуба на базе парусного центра «Норд», строительству спортивных объектов, общежития для студентов.
Оценочно общий объем инвестиций для реализации данных проектов составит более 6 млрд. рублей.
Оптимизация бюджета
С 1 января 2017 года запущен процесс централизации закупок для муниципальных нужд, главная задача которой – снижение объема закупок у единственного поставщика, обеспечение качественного обоснования начальной максимальной цены контракта и содержания документации о закупках, внедрение новых практик, таких как многолетние контракты по содержанию дорог и проведение совместных торгов.
Ведется переход к централизованному бухгалтерскому учету. В настоящее время Центр бухгалтерского и экономического обслуживания охватывает 35 учреждений. Это все муниципальные учреждения за исключением детских садов и школ, переход которых планируется по отдельному графику.
В 2016 году завершена подготовка и с 1 января 2017 года произведен переход на кассовое обслуживание исполнения городского бюджета в органах Федерального казначейства. Реализации этого решения способствовало завершение десятилетней эпопеи по ликвидации МУГХ территориальных округов города Архангельска. Вместо изначально планировавшихся 65,2 млн. рублей перед кредиторами было удовлетворено требований на сумму 35,6 млн. рублей. В результате принятых мер оптимизация средств городского бюджета составила 29,6 млн. рублей.
Кадровая работа
В 2016 году внесены изменения в структуру администрации города. С января 2017 года штатная численность муниципальных служащих администрации сокращена на 10 %. В качестве самостоятельных единиц выделены администрации территориальных округов, с 2017 год на два новых департамента разделен департамент городского хозяйства, объединены департамент экономики и управление торговли. В 2017 году произведен переход на новую систему выплаты стимулирующих надбавок, что повысит заинтересованность сотрудников в повышении качества работы.
В части работы с кадровым резервом в администрации города сформировано два вида резерва: резерв управленческих кадров и резерв муниципальных служащих на замещение главных и ведущих должностей. Аналогичным образом организована работа по формированию резерва на замещение главных и ведущих должностей.
Проектное управление
Повышению качества деятельности администрации города призвано и внедрение методов проектного управления, способствующего решению сложных системных задач, которые не удавалось выполнить привычными управленческими методами. В марте 2017 года приняты необходимые нормативные документы, создан проектный комитет, ведется формирование первых проектов.
Повышение качества муниципального управления отражается и на расширении числа муниципальных услуг. На настоящее время в администрации города организовано оказание 40 муниципальных услуг и 23 государственных услуг по принципу «одного окна». Кроме того, для получения 12 муниципальных услуг заявители могут обратиться в многофункциональные центры.
В 2017 году администрацией города планируется открыть новое помещение для оказания государственных и муниципальных услуг, с целью создания более комфортных и удобных условий для приема заявителей.
Архангельск-2020
В 2016 году после длительного перерыва сформирован специальный план мероприятий по развитию Архангельска как административного центра - так называемая программа «Архангельск-2020», которая состоит из 20 проектов. Из областного бюджета в текущую трехлетку будет направлено на реализацию программы 1,2 млрд. рублей, в том числе 500 млн. рублей в 2017 году. В городском бюджете на реализацию программы заложено ежегодно более 150 млн. рублей.
Проекты, которые вошли в основу этой программы, касаются дорожного строительства, перевозки жителей островных территорий, развития инженерно-коммунальной инфраструктуры, строительства социальных объектов, создания парков.
В 2016 году начаты активные работы по созданию комфортной городской среды, которые привнесли ощутимые результаты: благоустройство Петровского сквера, обустройство сквера Коковина, обустройство сквера Грачева на пересечении пр. Ленинградский и ул. Русанова, площадка для воркаута и параворкаута возле 1-ой школы.
Подготовлены проекты благоустройства и других территорий, например, проект реконструкции набережной Георгия Седова, сквер им. 12-й бригады Морской пехоты в Маймаксе, концепция благоустройства Набережной Северной Двины, парк у культурного центра «Соломбала-Арт», парк имени М.В. Ломоносова, улица Чумбарова-Лучинского.
В 2017 году в рамках федерального проекта по созданию комфортной городской среды более 100 млн. рублей будет направлено на благоустройство дворовых территорий.
Утверждены Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города, идет подготовка к проведению в 2017 году конкурса на право заключения договора на установку рекламных конструкций, что позволит регламентировать многие вопросы в сфере рекламной деятельности на территории города.
В дополнение к традиционным конкурсам на определение лучшего дворника и самый чистый двор впервые в городе проведен городской конкурс «Наш город - нам дорог» по определению самых благоустроенных территорий. Конкурс получил хороший отклик и станет постоянным.
В 2017 году необходимо также решить проблему по заключению соглашений с владельцами торговых объектов на обеспечение благоустройства прилегающих территорий.
Дороги
В 2016 году на ремонт улично-дорожной сети за счет средств городского, областного и федерального бюджетов направлено 408 млн. рублей. На полученные средства выполнен ремонт дорог и тротуаров на 40 объектах в 8 территориальных округах общей площадью более 295 000 м2 и протяжённостью порядка 31 км при общей протяженности дорог, находящихся на содержании, в 545,7 км. Установлено 30 павильонов ожидания автобусов на остановочных пунктах.
В 2017 году за счет средств муниципального дорожного фонда планируется выполнить ремонт 54 тыс. кв. м асфальтобетонного покрытия дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к ним. На устранение повреждений дорожного покрытия за счет средств муниципального дорожного фонда в 2017 году предусмотрено 36,3 млн. рублей. Кроме того, при наличии дополнительного финансирования из областного и федерального бюджетов администрация города готова реализовать проекты по ремонту улично-дорожной сети города Архангельска. Проектно-сметная документация готова.
Пассажирские перевозки
Для решения существующих проблем в этой области проведена научно-исследовательская работа по разработке плана оптимизации маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования МО «Город Архангельск». По результатам исследования предложено внести ряд изменений в маршрутную сеть города: скорректировать движение 14 автобусных маршрутов, закрыть ряд маршрутов из-за низкой востребованности и дублирования, откорректировать интервалы движения, расширить разворотные площадки, обеспечить маломобильные группы населения низкопольными автобусами среднего и большого классов.
Поэтапно вводится система электронных транспортных карт, что сделает прозрачной информацию об объемах автобусных перевозок. Утвержден новый порядок организации транспортного обслуживания по муниципальным маршрутам регулярных автобусных перевозок на территории города.
Коммунальное хозяйство
Серьезной проблемой остается критическое состояние водопроводно-канализационного хозяйства. Ветхими и аварийными являются 249 км или 40,2% сетей водопровода и 292,5 км или 60,4% сетей канализации. Выявлены и поставлены на учет 66 объектов бесхозяйных сетей водопроводно-канализационного хозяйства. Стоимость их инвентаризации составила 378 тыс. рублей.
Проведена масштабная работа по подготовке проекта концессионного соглашения, а также по составлению перечня объектов водоснабжения и водоотведения МУП «Водоканал», подлежащих передаче в концессию. Проект включает в себя: проект инвестиционной программы; расчет кредитования и источники финансирования инвестиционной программы; расчет значений показателей качества, надёжности и энергетической эффективности; проект тарифного решения; кредиторскую задолженность МУП «Водоканал».
Согласно нашим планам концессионер должен обеспечить снижение потерь воды с 56 % до 20 %, пятикратное улучшение качества воды, трёхкратное уменьшение показателей аварийности.
Жилищные вопросы
Одной из важнейших остается проблема ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда. В рамках реализации третьего этапа адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» на территории МО «Город Архангельск» построено шесть многоквартирных домов (пр. Московский и пр. Ленинградский) общей площадью более 28 тыс. кв. м (планируется расселить 640 семей, проживающих в аварийном жилищном фонде).
В настоящее время осуществляется заселение в пять многоквартирных жилых домов (336 семей уже въехало в новые квартиры).
В рамках четвертого этапа вышеназванной программы ведется строительство домов в территориальном округе Майская горка (пр. Московский - ул. Карпогорская) общей площадью 32 тыс. кв. м (планируется расселить 821 семью).
Кроме того, правительством Архангельской области городу выделено более 399 млн. рублей для выплаты гражданам, проживающим в домах, включенных в вышеназванную программу, денежной субсидии взамен предоставления жилого помещения во исполнение судебного решения.
Продолжено исполнение судебных решений, на которые в 2016 году направлено 100 млн. рублей. В 2017 году на исполнение судебных решений предусмотрено 75 млн. рублей.
Администрация города продолжает работы по капитальному ремонту жилых домов. Так, в целях исполнения судебных актов в отчетном году работы выполнены в 22 домах на сумму 79,1 млн. рублей.
Кроме того, областным Фондом капитального ремонта отремонтировано 37 жилых домов на сумму 128,8 млн. рублей.
В 2016 году продолжена реализация ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых». За счет средств городского, областного и федерального бюджета и внебюджетных источников 62 молодые семьи улучшили свои жилищные условия.
В целях привлечения средств частных застройщиков к решению проблем ветхих домов в городе продолжается реализация программы по развитию застроенных территорий. Заключено 19 договоров. В настоящее время завершено расселение 23 домов, в стадии расселения находится 9 ветхих домов. Подробная информация по вопросу градостроительства на страницах 65-78 отчета.
Для урегулирования сложных ситуаций архитектурно-градостроительной политики на территории Архангельска в январе 2016 года при администрации города возобновил работу Градостроительный совет.
Для решения проблем, связанных со строительством – прежде всего, с выдачей разрешительной документации и последующим вводом объектов в эксплуатацию при главе муниципального образования "Город Архангельск" создан Совет застройщиков. Новая площадка будет способствовать выстраиванию отношений между застройщиками и администрацией, осуществлять поиск механизмов, которые позволят сократить сроки от идеи строительства до сдачи объекта в эксплуатацию.
Управление муниципальным имуществом
В 2016 году проведена масштабная работа по передаче из муниципальной в федеральную собственность Краснофлотского моста и подъездных путей к нему, ул. Папанина, Окружного и Талажского шоссе до аэропорта Талаги, включая кольцевую развязку на Окружном шоссе с начала 2017 года.
В 2016 году многое сделано для повышения эффективности управления муниципальным имуществом: установлены эффективные ставки арендной платы; проведена инвентаризация перечня арендаторов, имеющих льготу по арендной плате в виде коэффициента социальной значимости; активизирована работа по взысканию задолженности в судебном порядке с должников-арендаторов; оптимизированы расходы по охране неиспользуемых объектов муниципальный казны.
Все эти мероприятия позволили пополнить городской бюджет на 9,5 млн. рублей и сэкономить почти 33 млн. рублей.
В 2016 году проведена серьезная работа по повышению эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий: проведена проверка их финансово-хозяйственной деятельности. В план приватизации на 2017 год включены МУП ТТЦ «Рембыттехника», МУП «Роспечать», МУП «Центральный рынок», а также на сегодняшней сессии рассматривается вопрос приватизации МУП «САХ».
По итогам 2016 года объем перечислений части прибыли в городской бюджет МУПами увеличился на 65% и составил 5,1 млн. руб.
Социальная сфера
Одним из приоритетных направлений в работе администрации города было повышение доступности качественного образования. Все дети, достигшие возраста 3-х лет, обеспечены местами в детских садах.
Бесспорно, потребность города в дошкольных учреждениях велика. Так, в 2017 году в проекте городского бюджета предусмотрены средства на открытие 5 дополнительных групп на 95 мест за счёт эффективного использования помещений образовательных учреждений, 120 мест за счет капитального ремонта Детского сада № 101 (ул. Зенковича, д.36) и 60 мест за счет строительства детского сада в пос. Турдеево.В январе текущего года уже открыта одна дополнительная группа на 25 мест в Детском саду № 77 в Ломоносовском округе. Кроме того, совместно с застройщиками изучается возможность устройства групп на третьих этажах зданий детских садов.
Ключевой аспект, свидетельствующий о повышении качества оказываемых услуг общеобразовательными учреждениями, это результаты сдачи итоговых испытаний. В 13 школах Архангельска отмечена 100% успеваемость выпускников по всем предметам ЕГЭ, а по базовым предметам: русскому языку и математике ЕГЭ успешно сдали 100 % выпускников школ города. Кроме того, четверо ребят стали победителями и призерами всероссийской олимпиады школьников в 2016 году.
Независимые исследования качества образования показывают, что качество знаний наших учащихся по базовым предметам выше, чем в среднем по России и Архангельской области.
Основными направлениями деятельности на 2017 год в области общего образования являются: создание новых мест; модернизация зданий школ и детских садов; пропаганда здорового образа жизни, увеличение охвата учащихся спортивно-массовыми мероприятиями, продолжение реализации комплекса ГТО, функционирование спортивных клубов, улучшение материально-технической базы спортивных объектов (спортивных залов, хоккейных коробок), реализация программ по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
В 2016 году открыт ряд объектов в разных округах города, в том числе проведен капитальный ремонт бассейна ФСК имени Личутина. Кроме того, для организации учебно-тренировочного процесса город арендует ряд объектов – это стадион «Динамо», Дворец спорта, легкоатлетический манеж стадиона «Труд», что позволяет развивать администрации города конькобежный спорт, хоккей, фигурное катание, спортивную гимнастику и акробатику, легкую атлетику.
В 2017 году запланировано: проведение капитального ремонта здания спортивного зала Исакогорского детско-юношеского центра в пос. Цигломень, здания Архангельского детско-юношеского центра; завершение капитального ремонта трибуны стадиона ФСК имени Личутина; разработка проекта по развитию лыжного комплекса «Соломаты» Исакогорского детско-юношеского центра. Кроме того, большая работа предстоит в рамках подписанного соглашения между администрацией города и компаниями-партнерами о развитии парусного центра «Норд». После модернизации центра число учащихся увеличится почти в два раза и составит более чем 1000 человек.
Одними из главных направлений в деятельности администрации города в области социальной политики является защита социально неблагополучных и уязвимых категорий населения.
Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2016 году составила 983 ребенка, и по сравнению с 2015 годом снизилась на 3,7 %. В замещающих семьях воспитываются 732 ребенка (74,5%). На усыновление в течение года было передано 28 детей.
В отчетном году для детей-сирот приобретено 52 жилых помещения, также проведен ремонт в 4 муниципальных жилых помещениях.
В то же время, на конец 2016 года на исполнении в администрации города находится 197 судебных решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Всего нуждается в предоставлении жилья 774 человека, из которых 401 человек достиг совершеннолетия.
В городе сложилась и эффективно зарекомендовала себя система организации отдыха детей. Доля охвата детей различными формами отдыха в каникулярное время в 2014-2016 годах в муниципальном образовании «Город Архангельск» составила 45% от общего числа детей школьного возраста.
В 2016 году культурно-досуговыми учреждениями города было проведено 4 048 мероприятий, количество посетителей которых составило более 953 тыс. человек. Мероприятия по реализации молодежной политике посетило более 40 тыс. человек.
Взаимодействие с общественными Советами и ТОСами
2016 год стал годом формирования общественных советов в округах. С ними мы проведи 22 встречи, обсудили актуальные проблемы обустройства каждой территории, планы на будущее, сформировали предложения для программы развития Архангельска до 2020 года. В 2017 году это взаимодействие продолжится.
Активно развивается в городе территориальное общественное самоуправление. Сегодня действует 11 ТОСов, участниками которых являются более 15 тысяч человек. В 2016 году при поддержке городского бюджета были реализованы 12 проектов, улучшающих облик Архангельска. В 2017 году по обращениям граждан принято решение об увеличении объема финансовой поддержки на реализацию социально значимых проектов ТОС на 20%. Кроме того, предельный объем софинансирования одного проекта за счет бюджета увеличен до 280 тыс. рублей.
Уважаемые депутаты!
Впереди у нас напряженное время работы, требующее от нас принципиально новых решений для повышения качества жизни граждан.
Для этого нам всем нужно работать согласованно, единой командой. Наши действия должны быть ответственными и взвешенными, должны приносить реальный результат. Нужно воплощать в жизнь идеи и проекты, не бояться нового и сохранять добрые традиции, поддерживать тех, кому трудно. Только так мы сможем сохранить доверие людей и обеспечить достижение поставленных целей.
Приводим полную версию доклада.
- Аналитика и результаты нашей деятельности - это не просто дань традиции, но определение целей и задач путем дискуссии. Заинтересованность в решении самых острых проблем городского развития, готовность спорить в поисках компромисса и выработка совместных взвешенных решений — таким был формат взаимодействия администрации и Гордумы в прошедшем году.
Исполнение бюджета
Основным инструментом развития города как экономической и социальной системы является городской бюджет. Несмотря на то, что бюджет 2016 года был сформирован ещё по старым подходам, администрация города подошла к его исполнению неформально и постаралась извлечь максимальный эффект из утвержденных бюджетных параметров.
Городской бюджет за 2016 год исполнен по доходам в сумме 7,9 млрд. рублей. Собственные доходы за указанный период составили 4 млрд. 276 млн. рублей, что на 2,7% больше прогнозных поступлений.
По расходам бюджет исполнен на 8,2 млрд. рублей. По сравнению с 2015 годом расходы городского бюджета увеличились на 327 млн. рублей или на 4,1%. Дефицит бюджета составил 297,5 млн. рублей.
В течение 2016 года одновременно со штатным исполнением бюджета внедрялись и различные новации бюджетного процесса. Так, за счет нового механизма перераспределения экономии по закупкам и внедрения текущего мониторинга муниципальных программ, активизации работы межведомственной комиссии по своевременному поступлению платежей в городской бюджет и борьбы с нелегальной занятостью, завершения процедур ликвидации муниципальных учреждений городского хозяйства город смог получить суммарный бюджетный эффект за прошедший год более 330 миллионов рублей.
Кроме того, городу удалось привлечь около полумиллиарда дополнительной финансовой поддержки из областного и федерального бюджета на ремонт дорог, выплаты за ветхое жилье и иные городские нужды.
Но наиболее значимой, на мой взгляд, задачей, которую мы смогли решить в прошлом году, была модернизация подходов к управлению муниципальным долгом как к наиболее болезненной точке бюджетной политики. Акцент был сделан на привлечение более дешевых бюджетных кредитов от Федерального казначейства и проведение ежедневного мониторинга потребности в кредитных ресурсах.
Результат очевиден – расходы на обслуживание долга ниже 2015 года, а экономия в течение года составила более 200 миллионов рублей. Но самое главное, мы практически ушли от наращивания долговой нагрузки и существенно изменили структуру бюджетной балансировки. С учетом прошлогодней задолженности по восстановлению областных средств долг на 1 января 2017 года лишь на 44 миллиона выше уровня 1 января 2016 года, а собственный дефицит в 11 раз ниже уровня 2015 года.
Новые приоритеты и подходы демонстрирует и утвержденный бюджет на 2017 – 2019 годы. Вы все, уважаемые депутаты, принимали участие в масштабной работе по мобилизации доходных источников, пересмотру расходной части с учетом выявления резервов оптимизации и повышения отдачи каждого бюджетного рубля для жителей и экономики города. Итог нашей совместной работы - перспективный бюджет, в котором текущие расходы и затраты на ремонты сопоставимы с объемами собственных доходов, а размер дефицита соответствует объемам капитальных вложений, что отвечает признакам бюджета развития.
Таким образом, уже на сегодняшний день мы имеем качественно новое состояние муниципальных финансов. При этом вектором стабилизации экономической политики, который позволит закрепить и развить полученные результаты, стал План мероприятий по обеспечению устойчивости городского бюджета на 2016-2017 годы. По предварительной оценке, бюджетный эффект от его реализации в перспективе составит более 1 млрд. рублей.
Социально-экономическое положение города
В 2016 году согласно сведениям органов службы государственной статистики в целом по основным показателям социально-экономического положения города Архангельск наблюдалась положительная динамика.
Численность населения города составила 358,6 тыс. человек, что на 304 человек больше, чем годом ранее. Рост обеспечен как превышением рождаемости над смертностью, так и миграционными процессами.
Органами статистики по крупным и средним предприятиям фиксируется рост среднемесячной заработной платы на 7,1%. Рост оплаты труда отмечается во всех наблюдаемых видах экономической деятельности.
Данный показатель во многом обусловлен увеличением объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг организациями всех видов экономической деятельности на 13,1 % к уровню 2015 года.
Улучшение состояния организаций города выражается в значительном снижении объема просроченных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды на 71%.
Уровень регистрируемой безработицы сохранился на уровне 2015 года и составил 0,8%, что в 2,1 раза ниже, чем в среднем по Архангельской области. Необходимо отметить, что число вакансий в центре занятости населения Архангельска превышает численность ищущих работу в 1,2 раза.
В течение 2016 года существенно снизилась задолженность по заработной плате, в том числе полностью погашена задолженность перед работниками МУП «АПАП-1» и «АПАП-2».
Инвестиционный климат
Объем инвестиций в основной капитал в 2016 году составил 12,6 млрд. рублей, что на 20,1% выше уровня 2015 года. Наибольший рост отмечен в секторах «обрабатывающие производства», «операции с недвижимым имуществом», «оптовая и розничная торговля». На долю собственных средств организаций приходилось 54,6% от общего объема инвестиций в основной капитал.
Необходимо особо отметить рост частных инвестиций в строительство жилья. Общая площадь строящегося в Архангельске жилья превышает 200 тыс. кв. м. В 2016 году введено в эксплуатацию 87 жилых домов общей площадью 84,5 тыс. кв. м. Кроме того, в 2016 году выдано 174 разрешения на строительство жилых домов, из них 66 - на многоквартирные жилые дома.
С 2017 года благодаря проведенной администрацией города работе с целью стимулирования индивидуального жилищного строительства для архангелогородцев в разных лесничествах Архангельской области зарезервировано 20 тыс. куб. м леса на 2017 год. Ранее такое резервирование не осуществлялось, что приводило к отказам в отводе лесных участков. Сегодня лесничества готовы полностью удовлетворить запросы граждан на заготовку древесины под ИЖС.
Но строительная активность не исчерпывается возведением нового жилья. В 2016 году введено в эксплуатацию 47 объектов гражданского назначения общей площадью 115 тыс. кв. м. Кроме того, выдано 71 разрешение на строительство объектов гражданского и производственного назначения общей площадью (проектной) около 95 тыс. кв. м.
Постановлением главы МО «Город Архангельск» администрация города в лице департамента экономического развития определена уполномоченным органом в сфере муниципально-частного партнерства. Во исполнение соглашения о сотрудничестве между администрацией города и четырьмя ведущими бизнес-ассоциациями Архангельской области ведется формирование перечня проектов для реализации соглашений о муниципально-частном партнерстве и концессионных соглашений.
В настоящее время завершается подготовка к проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения по объектам водоснабжения и водоотведения города, разрабатывается конкурсная документация по строительству школы на 1600 мест и детского сада на 280 мест в территориальном округе Майская горка, реконструкции бывшего здания детского сада по адресу ул. Сибиряковцев д. 5 под гостиницу по типу «Пациент-отеля», созданию яхт-клуба на базе парусного центра «Норд», строительству спортивных объектов, общежития для студентов.
Оценочно общий объем инвестиций для реализации данных проектов составит более 6 млрд. рублей.
Оптимизация бюджета
С 1 января 2017 года запущен процесс централизации закупок для муниципальных нужд, главная задача которой – снижение объема закупок у единственного поставщика, обеспечение качественного обоснования начальной максимальной цены контракта и содержания документации о закупках, внедрение новых практик, таких как многолетние контракты по содержанию дорог и проведение совместных торгов.
Ведется переход к централизованному бухгалтерскому учету. В настоящее время Центр бухгалтерского и экономического обслуживания охватывает 35 учреждений. Это все муниципальные учреждения за исключением детских садов и школ, переход которых планируется по отдельному графику.
В 2016 году завершена подготовка и с 1 января 2017 года произведен переход на кассовое обслуживание исполнения городского бюджета в органах Федерального казначейства. Реализации этого решения способствовало завершение десятилетней эпопеи по ликвидации МУГХ территориальных округов города Архангельска. Вместо изначально планировавшихся 65,2 млн. рублей перед кредиторами было удовлетворено требований на сумму 35,6 млн. рублей. В результате принятых мер оптимизация средств городского бюджета составила 29,6 млн. рублей.
Кадровая работа
В 2016 году внесены изменения в структуру администрации города. С января 2017 года штатная численность муниципальных служащих администрации сокращена на 10 %. В качестве самостоятельных единиц выделены администрации территориальных округов, с 2017 год на два новых департамента разделен департамент городского хозяйства, объединены департамент экономики и управление торговли. В 2017 году произведен переход на новую систему выплаты стимулирующих надбавок, что повысит заинтересованность сотрудников в повышении качества работы.
В части работы с кадровым резервом в администрации города сформировано два вида резерва: резерв управленческих кадров и резерв муниципальных служащих на замещение главных и ведущих должностей. Аналогичным образом организована работа по формированию резерва на замещение главных и ведущих должностей.
Проектное управление
Повышению качества деятельности администрации города призвано и внедрение методов проектного управления, способствующего решению сложных системных задач, которые не удавалось выполнить привычными управленческими методами. В марте 2017 года приняты необходимые нормативные документы, создан проектный комитет, ведется формирование первых проектов.
Повышение качества муниципального управления отражается и на расширении числа муниципальных услуг. На настоящее время в администрации города организовано оказание 40 муниципальных услуг и 23 государственных услуг по принципу «одного окна». Кроме того, для получения 12 муниципальных услуг заявители могут обратиться в многофункциональные центры.
В 2017 году администрацией города планируется открыть новое помещение для оказания государственных и муниципальных услуг, с целью создания более комфортных и удобных условий для приема заявителей.
Архангельск-2020
В 2016 году после длительного перерыва сформирован специальный план мероприятий по развитию Архангельска как административного центра - так называемая программа «Архангельск-2020», которая состоит из 20 проектов. Из областного бюджета в текущую трехлетку будет направлено на реализацию программы 1,2 млрд. рублей, в том числе 500 млн. рублей в 2017 году. В городском бюджете на реализацию программы заложено ежегодно более 150 млн. рублей.
Проекты, которые вошли в основу этой программы, касаются дорожного строительства, перевозки жителей островных территорий, развития инженерно-коммунальной инфраструктуры, строительства социальных объектов, создания парков.
В 2016 году начаты активные работы по созданию комфортной городской среды, которые привнесли ощутимые результаты: благоустройство Петровского сквера, обустройство сквера Коковина, обустройство сквера Грачева на пересечении пр. Ленинградский и ул. Русанова, площадка для воркаута и параворкаута возле 1-ой школы.
Подготовлены проекты благоустройства и других территорий, например, проект реконструкции набережной Георгия Седова, сквер им. 12-й бригады Морской пехоты в Маймаксе, концепция благоустройства Набережной Северной Двины, парк у культурного центра «Соломбала-Арт», парк имени М.В. Ломоносова, улица Чумбарова-Лучинского.
В 2017 году в рамках федерального проекта по созданию комфортной городской среды более 100 млн. рублей будет направлено на благоустройство дворовых территорий.
Утверждены Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города, идет подготовка к проведению в 2017 году конкурса на право заключения договора на установку рекламных конструкций, что позволит регламентировать многие вопросы в сфере рекламной деятельности на территории города.
В дополнение к традиционным конкурсам на определение лучшего дворника и самый чистый двор впервые в городе проведен городской конкурс «Наш город - нам дорог» по определению самых благоустроенных территорий. Конкурс получил хороший отклик и станет постоянным.
В 2017 году необходимо также решить проблему по заключению соглашений с владельцами торговых объектов на обеспечение благоустройства прилегающих территорий.
Дороги
В 2016 году на ремонт улично-дорожной сети за счет средств городского, областного и федерального бюджетов направлено 408 млн. рублей. На полученные средства выполнен ремонт дорог и тротуаров на 40 объектах в 8 территориальных округах общей площадью более 295 000 м2 и протяжённостью порядка 31 км при общей протяженности дорог, находящихся на содержании, в 545,7 км. Установлено 30 павильонов ожидания автобусов на остановочных пунктах.
В 2017 году за счет средств муниципального дорожного фонда планируется выполнить ремонт 54 тыс. кв. м асфальтобетонного покрытия дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к ним. На устранение повреждений дорожного покрытия за счет средств муниципального дорожного фонда в 2017 году предусмотрено 36,3 млн. рублей. Кроме того, при наличии дополнительного финансирования из областного и федерального бюджетов администрация города готова реализовать проекты по ремонту улично-дорожной сети города Архангельска. Проектно-сметная документация готова.
Пассажирские перевозки
Для решения существующих проблем в этой области проведена научно-исследовательская работа по разработке плана оптимизации маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования МО «Город Архангельск». По результатам исследования предложено внести ряд изменений в маршрутную сеть города: скорректировать движение 14 автобусных маршрутов, закрыть ряд маршрутов из-за низкой востребованности и дублирования, откорректировать интервалы движения, расширить разворотные площадки, обеспечить маломобильные группы населения низкопольными автобусами среднего и большого классов.
Поэтапно вводится система электронных транспортных карт, что сделает прозрачной информацию об объемах автобусных перевозок. Утвержден новый порядок организации транспортного обслуживания по муниципальным маршрутам регулярных автобусных перевозок на территории города.
Коммунальное хозяйство
Серьезной проблемой остается критическое состояние водопроводно-канализационного хозяйства. Ветхими и аварийными являются 249 км или 40,2% сетей водопровода и 292,5 км или 60,4% сетей канализации. Выявлены и поставлены на учет 66 объектов бесхозяйных сетей водопроводно-канализационного хозяйства. Стоимость их инвентаризации составила 378 тыс. рублей.
Проведена масштабная работа по подготовке проекта концессионного соглашения, а также по составлению перечня объектов водоснабжения и водоотведения МУП «Водоканал», подлежащих передаче в концессию. Проект включает в себя: проект инвестиционной программы; расчет кредитования и источники финансирования инвестиционной программы; расчет значений показателей качества, надёжности и энергетической эффективности; проект тарифного решения; кредиторскую задолженность МУП «Водоканал».
Согласно нашим планам концессионер должен обеспечить снижение потерь воды с 56 % до 20 %, пятикратное улучшение качества воды, трёхкратное уменьшение показателей аварийности.
Жилищные вопросы
Одной из важнейших остается проблема ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда. В рамках реализации третьего этапа адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» на территории МО «Город Архангельск» построено шесть многоквартирных домов (пр. Московский и пр. Ленинградский) общей площадью более 28 тыс. кв. м (планируется расселить 640 семей, проживающих в аварийном жилищном фонде).
В настоящее время осуществляется заселение в пять многоквартирных жилых домов (336 семей уже въехало в новые квартиры).
В рамках четвертого этапа вышеназванной программы ведется строительство домов в территориальном округе Майская горка (пр. Московский - ул. Карпогорская) общей площадью 32 тыс. кв. м (планируется расселить 821 семью).
Кроме того, правительством Архангельской области городу выделено более 399 млн. рублей для выплаты гражданам, проживающим в домах, включенных в вышеназванную программу, денежной субсидии взамен предоставления жилого помещения во исполнение судебного решения.
Продолжено исполнение судебных решений, на которые в 2016 году направлено 100 млн. рублей. В 2017 году на исполнение судебных решений предусмотрено 75 млн. рублей.
Администрация города продолжает работы по капитальному ремонту жилых домов. Так, в целях исполнения судебных актов в отчетном году работы выполнены в 22 домах на сумму 79,1 млн. рублей.
Кроме того, областным Фондом капитального ремонта отремонтировано 37 жилых домов на сумму 128,8 млн. рублей.
В 2016 году продолжена реализация ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых». За счет средств городского, областного и федерального бюджета и внебюджетных источников 62 молодые семьи улучшили свои жилищные условия.
В целях привлечения средств частных застройщиков к решению проблем ветхих домов в городе продолжается реализация программы по развитию застроенных территорий. Заключено 19 договоров. В настоящее время завершено расселение 23 домов, в стадии расселения находится 9 ветхих домов. Подробная информация по вопросу градостроительства на страницах 65-78 отчета.
Для урегулирования сложных ситуаций архитектурно-градостроительной политики на территории Архангельска в январе 2016 года при администрации города возобновил работу Градостроительный совет.
Для решения проблем, связанных со строительством – прежде всего, с выдачей разрешительной документации и последующим вводом объектов в эксплуатацию при главе муниципального образования "Город Архангельск" создан Совет застройщиков. Новая площадка будет способствовать выстраиванию отношений между застройщиками и администрацией, осуществлять поиск механизмов, которые позволят сократить сроки от идеи строительства до сдачи объекта в эксплуатацию.
Управление муниципальным имуществом
В 2016 году проведена масштабная работа по передаче из муниципальной в федеральную собственность Краснофлотского моста и подъездных путей к нему, ул. Папанина, Окружного и Талажского шоссе до аэропорта Талаги, включая кольцевую развязку на Окружном шоссе с начала 2017 года.
В 2016 году многое сделано для повышения эффективности управления муниципальным имуществом: установлены эффективные ставки арендной платы; проведена инвентаризация перечня арендаторов, имеющих льготу по арендной плате в виде коэффициента социальной значимости; активизирована работа по взысканию задолженности в судебном порядке с должников-арендаторов; оптимизированы расходы по охране неиспользуемых объектов муниципальный казны.
Все эти мероприятия позволили пополнить городской бюджет на 9,5 млн. рублей и сэкономить почти 33 млн. рублей.
В 2016 году проведена серьезная работа по повышению эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий: проведена проверка их финансово-хозяйственной деятельности. В план приватизации на 2017 год включены МУП ТТЦ «Рембыттехника», МУП «Роспечать», МУП «Центральный рынок», а также на сегодняшней сессии рассматривается вопрос приватизации МУП «САХ».
По итогам 2016 года объем перечислений части прибыли в городской бюджет МУПами увеличился на 65% и составил 5,1 млн. руб.
Социальная сфера
Одним из приоритетных направлений в работе администрации города было повышение доступности качественного образования. Все дети, достигшие возраста 3-х лет, обеспечены местами в детских садах.
Бесспорно, потребность города в дошкольных учреждениях велика. Так, в 2017 году в проекте городского бюджета предусмотрены средства на открытие 5 дополнительных групп на 95 мест за счёт эффективного использования помещений образовательных учреждений, 120 мест за счет капитального ремонта Детского сада № 101 (ул. Зенковича, д.36) и 60 мест за счет строительства детского сада в пос. Турдеево.В январе текущего года уже открыта одна дополнительная группа на 25 мест в Детском саду № 77 в Ломоносовском округе. Кроме того, совместно с застройщиками изучается возможность устройства групп на третьих этажах зданий детских садов.
Ключевой аспект, свидетельствующий о повышении качества оказываемых услуг общеобразовательными учреждениями, это результаты сдачи итоговых испытаний. В 13 школах Архангельска отмечена 100% успеваемость выпускников по всем предметам ЕГЭ, а по базовым предметам: русскому языку и математике ЕГЭ успешно сдали 100 % выпускников школ города. Кроме того, четверо ребят стали победителями и призерами всероссийской олимпиады школьников в 2016 году.
Независимые исследования качества образования показывают, что качество знаний наших учащихся по базовым предметам выше, чем в среднем по России и Архангельской области.
Основными направлениями деятельности на 2017 год в области общего образования являются: создание новых мест; модернизация зданий школ и детских садов; пропаганда здорового образа жизни, увеличение охвата учащихся спортивно-массовыми мероприятиями, продолжение реализации комплекса ГТО, функционирование спортивных клубов, улучшение материально-технической базы спортивных объектов (спортивных залов, хоккейных коробок), реализация программ по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
В 2016 году открыт ряд объектов в разных округах города, в том числе проведен капитальный ремонт бассейна ФСК имени Личутина. Кроме того, для организации учебно-тренировочного процесса город арендует ряд объектов – это стадион «Динамо», Дворец спорта, легкоатлетический манеж стадиона «Труд», что позволяет развивать администрации города конькобежный спорт, хоккей, фигурное катание, спортивную гимнастику и акробатику, легкую атлетику.
В 2017 году запланировано: проведение капитального ремонта здания спортивного зала Исакогорского детско-юношеского центра в пос. Цигломень, здания Архангельского детско-юношеского центра; завершение капитального ремонта трибуны стадиона ФСК имени Личутина; разработка проекта по развитию лыжного комплекса «Соломаты» Исакогорского детско-юношеского центра. Кроме того, большая работа предстоит в рамках подписанного соглашения между администрацией города и компаниями-партнерами о развитии парусного центра «Норд». После модернизации центра число учащихся увеличится почти в два раза и составит более чем 1000 человек.
Одними из главных направлений в деятельности администрации города в области социальной политики является защита социально неблагополучных и уязвимых категорий населения.
Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2016 году составила 983 ребенка, и по сравнению с 2015 годом снизилась на 3,7 %. В замещающих семьях воспитываются 732 ребенка (74,5%). На усыновление в течение года было передано 28 детей.
В отчетном году для детей-сирот приобретено 52 жилых помещения, также проведен ремонт в 4 муниципальных жилых помещениях.
В то же время, на конец 2016 года на исполнении в администрации города находится 197 судебных решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Всего нуждается в предоставлении жилья 774 человека, из которых 401 человек достиг совершеннолетия.
В городе сложилась и эффективно зарекомендовала себя система организации отдыха детей. Доля охвата детей различными формами отдыха в каникулярное время в 2014-2016 годах в муниципальном образовании «Город Архангельск» составила 45% от общего числа детей школьного возраста.
В 2016 году культурно-досуговыми учреждениями города было проведено 4 048 мероприятий, количество посетителей которых составило более 953 тыс. человек. Мероприятия по реализации молодежной политике посетило более 40 тыс. человек.
Взаимодействие с общественными Советами и ТОСами
2016 год стал годом формирования общественных советов в округах. С ними мы проведи 22 встречи, обсудили актуальные проблемы обустройства каждой территории, планы на будущее, сформировали предложения для программы развития Архангельска до 2020 года. В 2017 году это взаимодействие продолжится.
Активно развивается в городе территориальное общественное самоуправление. Сегодня действует 11 ТОСов, участниками которых являются более 15 тысяч человек. В 2016 году при поддержке городского бюджета были реализованы 12 проектов, улучшающих облик Архангельска. В 2017 году по обращениям граждан принято решение об увеличении объема финансовой поддержки на реализацию социально значимых проектов ТОС на 20%. Кроме того, предельный объем софинансирования одного проекта за счет бюджета увеличен до 280 тыс. рублей.
Уважаемые депутаты!
Впереди у нас напряженное время работы, требующее от нас принципиально новых решений для повышения качества жизни граждан.
Для этого нам всем нужно работать согласованно, единой командой. Наши действия должны быть ответственными и взвешенными, должны приносить реальный результат. Нужно воплощать в жизнь идеи и проекты, не бояться нового и сохранять добрые традиции, поддерживать тех, кому трудно. Только так мы сможем сохранить доверие людей и обеспечить достижение поставленных целей.