Город

Готов ли Архангельск пересесть на велосипед?

Архангелогородцам пообещали сделать велосипедные дорожки

21 мая 2018, 08:00
В минувшую пятницу в России прошёл национальный Единый день велосипедных действий. В стране это мероприятие проводится, дай бог памяти, с 2012 года. Его основная цель – пропаганда экологического транспорта и попытка донести до властей мысль, что внимание к велосипеду способно существенно изменить жизнь как человека, так и целого города. К сожалению, Архангельск в этом плане настолько отсталый, что человек на двухколёсном педальном коне здесь воспринимается скорее как раздражающий фактор и для автомобилистов, и для пешеходов. Одним он мешает ездить, другим – ходить, а что делать, если для велосипедистов городские власти не делают ровным счётом ничего.

Конечно, в последнее время там и сям стали устанавливать велопарковки. Велопарковки – это дело хорошее и, без сомнения, необходимое – они стали появляться у школ, социальных учреждений, административных зданий, правда, в велосезон активизируются велосипедные воры, а большинство велопарковок никак не охраняются. Наверняка у магазинов и офисных зданий есть маленькая каморка, в которой сидит человек и смотрит в монитор, куда выведены изображения с разных камер. Но мы проехались по городу и обнаружили, что на велопарковки камеры не смотрят, а это никак не добавляет уверенности в том, что твоего коня не уведут прямо из стойла. В этом плане особой разницы нет – пристегнёшь ли ты велосипед к дугам специального устройства или, например, к забору или перилам крыльца.

Архангельские велопарковки – это больше заслуга частного бизнеса, за что ему большое спасибо, но вот то, что касается велодорожек – до них губернскому городу ещё как до Китая пешком.

Помнится, лет семь назад в правительстве представители мэрии, регионального правительства и областного ГИБДД давали большую пресс-конференцию, посвящённую разным новшествам в дорожно-транспортной сфере. Однако на вопрос одного из журналистов о перспективе появления в городе велодорожек мужчины в «президиуме» сделали круглые глаза и официально сообщили, что об этом никто не думал, поскольку такой проблемы в городе нет. Не смотря на то, что ещё в начале 2000-х мэрия Архангельска заказывала дорогостоящее исследование в одной петербургской фирме, которая даже сумела нарисовать несколько приличных маршрутов для велосипедистов.

Примерно год спустя после пресс-конференции велодорожка в городе всё-таки появилась… там, где она вообще никому не нужна – на нижней центральной набережной. Были пафосные релизы, видимо, в документальные отчёты чиновников было занесено, что велодорожка в Архангельске есть. У любителей велосипеда очерченная краской линия шириной примерно полметра и длиной от улицы Свободы до улицы Логинова вызвала больше недоумение, чем радость. С тех пор по этой дорожке так никто и не ездит. Всерьёз воспринимать это художество не приходится.

И вот, мэр Архангельска Игорь Годзиш 18 мая неожиданно выдал мысль, которая вселяет некоторую надежду на то, что областной центр когда-нибудь всё-таки придёт к пониманию, что создание велосипедной инфраструктуры способно серьёзно улучшить дорожную обстановку в городе и способствовать оздоровлению его населения и экологической ситуации.

– Идея в теплый сезон перемещаться по городу на велосипеде – здоровая и разумная, – признал городничий, – вопрос только в том, насколько готова сегодня инфраструктура городского пространства к массовому распространению такого тренда. Если велопарковки уже появились у многих административных зданий и социальных учреждений, на остановках, около магазинов и кафе, то выделенные дорожки для велосипедистов на проезжей части – вопрос нерешённый. Департамент градостроительства подготовил предпроектный эскиз размещения велодорожек для двух центральных округов Архангельска. Мы рассматриваем разные возможности развития такого рода инфраструктуры, в том числе и перспективы включения такого проекта в программу «Формирование комфортной городской среды».

Заявление громкое, коли уж первое лицо города говорит о некоем документе, но насколько это осуществимо – вопрос. Улицы Архангельска и так не отличаются особой шириной, так ещё и сплошь запаркованы. К тому же диковатая застройка не оставляет шансов на расширение дорог. Естественно, речь не о Ленинградском проспекте, которому повезло с тем, что по нему поедут гости предстоящего Арктического форума на Варавино к новой своей площадке «Норд-экспо» – проспект расширят местами аж до шести полос, но выделять ли пятьдесят сантиметров с каждой стороны на велодорожки – об этом никто не говорил. А ведь это трасса, которая фактически будет строиться заново. Что уж тогда говорить, например, о стареньких центральных улицах? Взять к примеру, Воскресенскую. Её можно было бы расширить, если бы в своё время не была выстроена полукруглая «Корона», которая внезапно вылезла рогом прямо на линию застройки старых деревяшек, значительно сузив улицу. Или другие новые здания, при постройке которых явно не учитывалась не только перспектива расширения центральной улицы Архангельска, но даже обустройство парковочных карманов. О каких велодорожках вообще можно мечтать в такой ситуации?

Или архангельские улицы с односторонним движением, торжественно именуемые проспектами: Новгородский, Советских космонавтов, Ломоносова – обустроить на них велодорожки можно только в том случае, если оставить их двухполосными и односторонними. Благодаря застройке, больше напоминающей хаос колхозного рынка, придётся выбирать между велодорожками, парковочной полосой или, к примеру, газонами. Впрочем, последние давно превратились в те самые парковочные полосы, так что выбор упрощается. В любом случае, такое посмешище, как «велодорожка» на набережной, уже не прокатит. Если уж взялись – это должна быть сеть, по которой на педальном коне можно было бы добраться в любой конец центра города, для начала.

В общем, как говорится, свежо придание… Естественно, хотелось бы, чтобы на этот раз у проектировщиков хоть что-то получилось, и Архангельск стал чуть ближе к цивилизации. А для почина авторам предпроектного эскиза неплохо бы покататься по центральным улицам и проспектам, посмотреть, на что они похожи. А похожи они пока больше на какой-то пригород Мумбаи или Марракеша – местами даже пешеходных тротуаров, и тех нет, а вы про велодорожки...

Александр МакГрэгор
Перейти к комментариям