Город

Архангельский трамвай станет памятником или превратится в кафе

Реквием по архангельскому трамваю

12 мая 2017, 14:26
В городской администрации разрабатывают концепцию благоустройства парка на Ленинградском проспекте в районе улиц Октябрят и Первомайской. Среди прочего рассматривается и размещение в парке сохранившегося трамвая и старого автобуса. Согласно одному из предложений, транспортные средства будут выполнять не только роль памятников: внутри могут разместиться либо музей, либо кафетерии. В любом случае, проект планируется реализовать уже в этом году.



Установка памятника самому северному трамваю в мире фактически означает, что в Архангельске окончательно поставили точку в вопросе хотя бы частичного возрождения этого транспортного средства. Поэтому нам остаются только воспоминания о том, как когда-то по нашим улицам громыхали жёлто-красные вагончики...

Реквием по архангельскому трамваю

Когда-то в Архангельске ходил трамвай. Кажется, что было это уж очень давно. Ан нет, прошло лишь немногим больше дюжины лет.

Наверное, та эпоха кажется нам столь архаичной по той причине, что в городе не осталось ровным счетом никаких намеков на его «трамвайное» прошлое. Судите сами: рельсы и прочие коммуникации повсеместно уничтожены, вагоны пущены на металлолом, на месте бывших депо – торговые центры, бывшая подстанция на улице Суворова – памятник архитектуры, между прочим – прозябает в завершающей стадии разрушения… 


Поезд из вагонов РВЗ-6М2 маршрута № 1 на повороте с улицы Выучейского на набережную Северной Двины. Вагоны данной модели эксплуатировались в Архангельске с 1978 по 2004 год.

Юбилей без юбиляра

В июне прошлого года архангельский трамвай отметил бы свое столетие. Согласитесь, достаточно знаковая дата, особенно, если учесть сколько поколений горожан было перевезено трамваем за период его существования. Между прочим, он стал первым видом общественного транспорта как в Архангельске, так и в губернии в целом. Трамвайные вагоны стали бороздить улицы столицы Поморья задолго до появления автобуса и, тем более, троллейбуса. Сперва их маршруты пролегали по центру города, но миновало восемь месяцев – и железные пути протянулись до окраинной Соломбалы. Однако летом 2016-го муниципальные власти предпочли отмолчаться и не делать никаких официальных упоминаний об юбилее трамвая, долгие годы игравшего важнейшую роль в транспортной инфраструктуре областного центра. О мемориальном увековечивании и вовсе говорить не приходится.

Самый северный и самый лучший

Трамвай появился в Архангельске благодаря стараниям городского головы Якова Лейцингера. Сам он, увы, не дожил до того долгожданного момента, но его детище целых 88 лет верой и правдой служило северянам и гостям Поморского края.


Отцы города на фоне здания городской Думы на углу проспекта Троицкого и улицы Полицейской (ныне — улица Свободы) в день открытия трамвая. Теперь в этом здании размещается медицинский университет.

Система рельсового электротранспорта пережила все эпохальные события XX века: Февральскую и Октябрьскую революции, Первую мировую и Гражданскую войны, интервенцию и разруху, НЭП и индустриализацию, Великую Отечественную войну и полёт Гагарина, Перестройку и распад СССР… И надо заметить, на протяжении всего существования трамвайное движение не прерывалось ни на день. Даже в годы ВОВ трамваи продолжали исправно работать, хотя и несколько поменяли свое предназначение – их стали использовать для перевозки военных грузов.


Поезд из моторного вагона серии Х прицепного вагона серии КП на проспекте Павлина Виноградова (ныне — проспект Троицкий). Вагоны серии Х эксплуатировались в Архангельске с 1931 по 1969 год, а серия КП — с 1931 по 1963 год.

Не секрет, что архангельский трамвай гордо носил титул самого северного в мире. В 1922 году трамвайную систему нашего города признали лучшей в Советской России. Незадолго до краха эпохи «развитого социализма» в Архангельске насчитывалось целых пять трамвайных маршрутов различной протяженности. Горожане могли кататься на жёлто-красных вагончиках рижского производства от Фактории до Маймаксы и Сульфата. Трамвай в Маймаксе… Сейчас это кажется чем-то фантастическим и нереальным.

Выстоял при Ельцине, но не выдержал Нилова

В сложные и проклинаемые многими 1990-е годы, когда страной руководил крайне непопулярный ныне Борис Ельцин, трамвайному хозяйству Архангельска удалось избежать разгрома и остаться на плаву. Устаревал и дряхлел подвижной состав, начались проблемы с финансированием и выплатой зарплаты – но в целом трамвай жил. Беда пришла в начале 2000-х, когда уже казалось, что основные трудности миновали. Случилось это в отрезок правления мэра Олега Нилова, имя которого напрямую ассоциируется с гибелью трамвайного движения в областном центре. Именно с его подачи сначала закрыли «сульфатско-маймаксанское» направление, потом с трамваем попрощалась Соломбала, а следом – и центр. Основная аргументация – убыточность. К 2004 году оставался один-единственный маршрут, пролегавший до поселка 2-го лесозавода. А 21 июля 2004-го не стало и его. Сия дата ознаменовала бесславную и скоропостижную кончину архангельского трамвая в возрасте 88 лет от роду.


Вагон ЛМ-93 маршрута №2 на проспекте Ленинградском. Вагоны данной модели эксплуатировались в Архангельске с 1995 по 2004 год.

Был ли трамвай обречён?

Как уже говорилось, в укор трамваю тогдашние властители Архангельска поставили его нерентабельность. Да, с наступлением нового тысячелетия всё меньше горожан предпочитало трамвай остальным способам передвижения. Да, сухая статистика фиксировала неуклонный спад пассажиропотока. Тем более, когда на улицы начали вылезать, будто черви после дождя, шустрые «пазики», проклинаемые теперь всеми, кому не лень. Альтернатива, так сказать. Возможно, главные городские артерии уже в трамвае не нуждались из-за перенасыщенности автобусами и автомобилями. Но на окраинах трамвай был просто необходим. Скажем на том же Ленинградском проспекте, утренние и вечерние пробки, на котором превратились в обязательный атрибут городской жизни. Рельсовый транспорт не подвержен заторам – известная истина. При взгляде на суженную «ленинградку» (а ведь ее после ликвидации трамвая обещали расширить, но сделали огромный, пустующий сегодня тротуар) с ее неизменным автоколлапсом, так вспоминаешь родной громыхающий РВЗ-6, невозмутимо шествующий по кромке шоссе и без всяких препон довозивший тебя до нужно места. Ностальгия.


Вагон ЛМ-57 маршрута №5 на проспекте Павлина Виноградова (ныне — проспект Троицкий) возле остановки «ул. Карла Маркса». Вагоны данной модели эксплуатировались в Архангельске с 1969 по 1983 год.

Конечно, трамвай уже не играет такой роли в городских пассажирских перевозках, как 100 или даже 50 лет. Он постепенно отодвинут на второстепенный план, но, тем не менее сохранен во многих городах – как России и бывшем СССР, так и в зарубежье. Согласитесь, трудно представить без трамваев Москву или Питер. Там трамвайные вагоны, как правило, катают народонаселение вдалеке от центральных перезагруженных улиц и пользуются немалой популярностью. И деньги, как ни странно, находятся. Причем такая картина присуща не только мегаполисам, она вполне характерна и для провинции. Вспомним, хотя бы Таганрог, Волжский, Черповец, Нижний Тагил, Магнитогорск – а ведь это даже не региональные центры.

Тот же вариант вполне мог вписаться и в наши архангельские реалии. Но, увы, трамвая у нас нет и больше никогда не будет. Иногда кажется, что его нарочито принесли в жертву полчищам пресловутых и жадных до наживы «ПАЗов», оккупировавших столицу Поморья от Экономии до Силикатного. В далеком 2004-м убиение экологически чистого рельсового транспорта состоялось при глухом молчании архангелогородцев. В наши дни мы все горько жалеем о той утрате, но «поезд ушёл». Точнее, не поезд, а трамвай – тренькнув на прощание, удалился за туманный горизонт в райские кущи. Светлая ему память.


 Схема маршрутов архангельского трамвая по состоянию на 2000 год.

Виталий Айнуров
Иллюстрации из набора открыток издательства "Правда Севера" позаимствованы с сайта wiki.nashtransport.ru с оригинальными подписями.
Перейти к комментариям