Город

Архангельск vs Нижний Новгород: разные деревянные реальности

Нужно понимать характер дома и его жильцов

18 апр 2017, 10:18
В Гостиных Дворах Архангельска по приглашению сообщества Arctic Art Institute выступил с лекцией художник из Нижнего Новгорода Артём Филатов. Он рассказал о новом течении уличного искусства: росписи деревянных домов, что позволяет превратить старые деревяшки в настоящие произведения искусства. По мнению Филатова, это направление стрит-арта может стать актуальным и для Архангельска.

В Нижнем Новгороде иную деревянную реальность творит целая группа художников, Артём Филатов – один из её участников. Они расписывают деревянные дома, но используют не баллоны, как типичные граффитчики, а применяют разнообразный арсенал художественных материалов, в том числе даже масло. Приступая к работе над старым домом, художники, прежде всего, обсуждают нюансы с жильцами: тщательно подбирают рисунок под характер дома и его обитателей. После чего согласуют изменения с городской администрацией. И, по словам Филатова, их творчество находит позитивный отклик у людей. Горожане сами присылают заявки на участие их домов в творческом проекте, который перерос в фестиваль уличного искусства «Новый Город: Древний», говорит Артём Филатов:



– У фестиваля уличного искусства социальная задача: показать позитивную работу с историческими домами. Конечно, ты не знаешь, что дальше произойдёт с домом, над которым ты работаешь сейчас, но ты не думаешь о вечном. Таким художникам, как я, нравится дерево, и мы хотим сделать что-то хорошее, полезное для облика города сейчас. Жители деревянных домов зачастую встречают это очень лояльно.

– Был ли опыт, что вы, превратив дом из привычного серого в яркое «пятно», привлекли внимание властей к его плачевному состоянию? И людям, которые сейчас живут без удобств, после этого чиновники помогли улучшить жилищные условия?

– Я не уверен, что это так работает. Всё-таки художественный язык для чиновников не очень понятен. Но когда на одной улице появляется вереница таких домов и об этом широко говорят, в том числе и в СМИ, и не только в городских, но и в федеральных, тогда дома начинают замечать. Но насколько это влияет на жизнь конкретных людей, сказать трудно. Думаю, что три года проведения фестиваля уличного искусства для этого недостаточно. Да, есть сильная, эмоциональная ответная реакция населения. Но её недостаточно, чтобы изменить градостроительную политику города, пусть и миллионника, чтобы превратить бюджет в позитивный (в Нижнем Новгороде негативный бюджет до 2022 года). Я считаю, что наше творчество должно просто принести положительные плоды. В конечном счёте, искусство – оно всё-таки искусство.



– Долгосрочная перспектива у такого искусства есть? Рано или поздно деревяшек может просто не стать...

– Это неправильно. Во-первых, деревянные дома являются памятниками истории и архитектуры, это городское наследие, целые усадебные ансамбли. Во-вторых, деревянные дома, если ты о них заботишься, не гниют никогда. Вот почему хрущёвки сносят? Потому что они ужасно ветшают.

– И деревянные дома сносят. У нас, например, завершается очередной этап расселения из ветхого и аварийного жилья.

– Ветхие и аварийные дома – это разные понятия. Аварийным дом нужно ещё признать. У нас в Нижнем Новгороде есть ситуации, когда дом признавали аварийным без инспекций, специально. Но люди там живут и хотят продолжать жить. Деревяшки очень зависят от хозяев. Если на них плюют и не заботятся, тогда жить тяжело. Ведь можно хотя бы сделать минимум: например, заменить сваи. Но чтобы государство обратило на это внимание, нужно очень большое количество комплексных действий.



– Может быть, невыгодно уже ничего сохранять?

– Это большой вопрос. Деревянное строительство может быть выгодно и необходимо региону для того, чтобы привлекать новые инвестиции и туристов. Это даёт новые возможности для развития города. Если администрации не выгодно сейчас, это не значит, что вообще априори не выгодно. Конечно же, выгодно спалить 25 домов, отдать землю двум московским застройщикам, продать по цене 2 миллиона за гектар. Это реальная ситуация. Чиновники занимаются своими делами, задумываясь о выгоде со своей точки зрения, но не с точки зрения города.

– Вам что-то удалось увидеть интересного в нашем городе?

– В Архангельске я пошёл в библиотеку и узнал, какие тут есть объекты исторического наследия. В свободное время все их смотрел. Я увидел много отреставрированных памятников, в хорошем состоянии. Хотя у нас в Нижнем Новгороде в целом намного больше деревянных памятников.

– Какие впечатления от Чумбаровки?

– Там, к сожалению, есть какие-то оставленные дома, с которыми непонятно что происходит. Но вообще это хорошая улица, с ней нужно работать. Такого в Нижнем Новгороде нет.



– Вы сейчас живете в бетонном доме и, судя по всему, это вам не нравится.

– Да, дом очень тяжёлый по атмосфере. Мне бы очень хотелось переехать. Как художнику, мне было бы ценно иметь именно свой уголок.

– Как бы вы расписали свой дом?

– Я бы не стал его расписывать. Я бы постарался его облагородить, отремонтировать, а расписывает пусть кто-нибудь другой. Это тяжёлый процесс. Нужно понимать характер дома и его жильцов. Чем больше мы общаемся с жителями исторических деревянных домов, тем больше мы понимаем, насколько они молодцы. За ними стоит город. Наверное, вы правы, что это очень тяжело увидеть в Архангельске. Но мне кажется, какой-то процент таких людей есть и у вас.



Среди слушателей лекции Артёма Филатова были и архангельские стрит-артеры. Так что есть надежда, что они вдохновятся примером своих нижегородских коллег и вместо «украшения» автографами зданий по всему городу, направят свою энергию в более продуктивном направлении. Ведь почва для этого в нашем городе, изобилующем деревяшками, самая что ни на есть благодатная.

Мария Леонидова
Фото предоставлены Артёмом Филатовым
Скрыть комментарии