Город

Архангельск на грани автобусного бунта

Власти города и перевозчики не могут найти компромисс

02 августа 2017, 08:00
В среду Архангельская городская Дума закипела от споров на тему пассажирских перевозок. Несмотря на то, что депутатский корпус областного центра находится на летних каникулах, часть народных избранников пришли на заседание комиссии по городскому хозяйству, чтобы рассмотреть транспортный вопрос.

На позапрошлой неделе региональная Ассоциация автотранспортников, объединяющая предпринимателей в сфере автобусных перевозок, забила тревогу. Толчком к тому послужило решение мэрии Архангельска расторгнуть договоры на транспортировку пассажиров с двумя коммерсантами, обслуживающими маршруты №33 и №22, связывающие центр города и его окраины. По факту это означало их закрытие. Несмотря на то, что в первом случае бизнесмену удалось через суд добиться отмены решения горадмнистрации, частников начало лихорадить в предчувствии крайне неприятных событий. Тем более, что архангельские власти ясно дали понять: действующая сеть будет пересмотрена и подвергнется существенным изменениям, которые, в свою очередь, обернутся ликвидацией целого ряда маршрутов.

Последнее обстоятельство явно не вселяет оптимизма среди тех, кто зарабатывает деньги на перевозке горожан. В феврале этого года мэрия провела совещание с участием автотранспортников, на котором была достигнута договорённость о поэтапном (двухлетнем) реформировании маршрутной сети и обязательном учёте мнения перевозчиков. Однако описанные выше события накалили вроде бы уже решённую ситуацию. Ассоциация автотранспортников выступила с открытым письмом к общественности, в котором заявила о надвигающемся коллапсе в системе автобусных перевозок Архангельска по вине городских чиновников. Жалоба соответствующего содержания была направлена в адрес регионального бизнес-омбудсмена Ивана Кулявцева. Тот обещал вмешаться.

С тоской о валидаторах

Петиция Ассоциации транспортников с просьбой о проведении заседания комиссии Архгордумы по городскому хозяйству легла и на стол спикера Валентины Сыровой. В ней предприниматели просили народных избранников «разобраться» с нарушениями, которые, по их мнению, имели место со стороны мэрии. Давая ход совещанию, глава «хозяйственной» комиссии городской Думы Дмитрий Акишев отметил, что проблема действительно существует и её необходимо решать.

Взявший слово от имени заявителей Андрей Попов обозначил семь пунктов нареканий к администрации Архангельска. Среди них - уже упомянутые изменение схемы движения и сокращение маршрутной сети, новые требования при проведении торгов, незаконное изменение сроков и такое же незаконное расторжение контрактов на перевозку, принуждение предпринимателей к закупке валидаторов.

«Никто не оспаривает того, что перемены нужные, вопрос в том, какими методами они будут осуществляться. Система электронной оплаты проезда сейчас действует только для льготных категорий граждан, но в дальнейшем её планируется распространить и на другие социальные группы. Мы считаем неправильным сам факт того, что перевозчиков обязали за свой счёт закупать валидаторы. Также администрация города заявила, что закупленное с её стороны из бюджетных средств – а это два с лишним миллиона рублей – оборудование для оплаты проезда по карточкам оказалось устаревшим и не приспособленным для модернизации. Следовательно, необходима новая система. Но мы и так по самым скромным подсчётам затратили 12 миллионов рублей на приобретение предыдущей, которая, оказывается, старая. И пускай нам обещают дать новые валидаторы бесплатно, но деньги-то уже потрачены. В связи с вышесказанным мы просим провести проверку по целевому использованию средств городского бюджета на приобретение в 2016 году автоматизированной системы учёта проезда и рассмотреть вопрос о компенсации предпринимателям понесённых затрат», – таковы доводы главы Ассоциации автотранспортников.

Ещё один любопытный момент, озвученный Андреем Поповым – установление комиссионного вознаграждения на перевозку льготников. Во времена, когда они ездили по специальным бумажным талонам, предприниматели выплачивали МУП «Архангельское предприятие пассажирских перевозок» по семь процентов из бюджетной компенсации за каждого перевезённого гражданина льготной категории. Данная сумма шла на печать талонов и расходы по их распространению. С введением автоматизированной системы перевозчиков обещали избавить от указанного сбора. Однако мэрия всего лишь понизила его планку до шести процентов. Автотранспортники же планировали добиваться полной отмены платежа.

Еще раз про мат на весь салон

Представители автотранспортной среды практически с первых же минут оказались под перекрёстным огнём критики со стороны депутатов и чиновников. Председатель Архгордумы Валентина Сырова по насыщенности обвинительных реплик сравнила озвученное обращение с заявлением в прокуратуру или суд. А её заместитель Татьяна Боровикова заявила, что положение дел с общественным транспортом в областной столице год от года только хуже, что видно невооружённым глазом.

«Я очень внимательно изучила ваше письмо, после чего вышла на первую же ближайшую остановку, чтобы пообщаться с пассажирами. Так вот претензий у них к вам предостаточно. Это и то, что стало небезопасно ездить на ваших автобусах, и матерные переговоры по рации, которые слышны на весь салон, и хамство контролёров. И почему мэрия должна покупать вам за казённый счёт валидаторы? В магазинах, к примеру, кассовые аппараты меняются каждые несколько лет за собственный счёт, и никто не возмущается. Мы просим вас услышать наше население и прекратить это безобразие. Уж сколько мы говорили про ту же рацию, а лучше не стало», – считает депутат.

Чиновники держат удар

Вице-мэр Архангельска по городскому хозяйству Виталий Акишин отметил, что транспортники не в состоянии доказать существующий тариф на проезд в размере 21 рубля, не говоря уже о его дальнейшем повышении. Решения о расторжении договоров на перевозки принимаются по причине неисполнения условий самими автобусными бизнесменами. В частности, если дело касается отсутствия машин на улицах в ранние или, наоборот, поздние часы. А нынешние инициативы перевозчиков по привлечению внимания общественности и депутатов он считает попыткой давления на городскую администрацию.

Относительно последнего утверждения Акишина всецело поддержал заместитель министра транспорта Архангельской области Олег Мишуков, добавив, что действия автобусников также похожи на умышленное затягивание ситуации.

«Сейчас по всей России наблюдается высокая аварийность на пассажирском транспорте, в ближайшее время этой проблемой займётся Госсовет. В Архангельске же три года подряд сохраняется тенденция к росту дорожно-транспортных происшествий такого характера. Для сравнения: в 2014 году было 15 ДТП, в 2015-м – уже 26, ещё через год – 28, и, наконец, в нынешнем – 29. Если до наступления текущего года перевозчики уверяли, что им мешают нормально работать нелегалы, то сейчас этих самых нелегалов нет. За прошедшие три с половиной года в областном центре погибло три пассажира, а ещё 137 были ранены. Так о каком качестве и безопасности перевозок можно говорить? За первые шесть месяцев 2017-го в регионе произошло 47 ДТП с участием автобусов, из них 29 приходится на Архангельск. Больше чем в половине случаев дело заканчивалось падением пассажиров. А всё из-за гонок на получение прибыли», – сообщил представитель руководства Минстранса.

Также Мишуков вспомнил недавнее высказывание губернатора Игоря Орлова, которому страшно не только садиться в автобусы, но также переходить дорогу перед ними и ехать в непосредственной близости на машине.

Глас негодования с разных позиций

От лица архангельских пассажиров выступила председатель общественного совета Маймаксанского округа Татьяна Подстригань, обрисовавшая картину с закрытием автобусного маршрута №22, который связывал Гидролизный и Силикатный.

«Утром я еду с Экономии до Гагарина 40 минут. А ведь у нас живут дети, которые учатся на Варавино. Теперь им придётся добираться туда с пересадками. Получается, для этого ребёнку придётся выходить в шесть утра из дома. В департаменте транспорта мне говорят, что взамен 22-го на линию выпустили 14 «девяток». Но их просто нет! После восьми вечера к нам вообще никак не приехать, разве только на такси. На Гидролизном утром на остановке по полсотни человек стоит из-за нехватки транспорта», – искренне возмущается архангелогородка.

А депутат городской Думы Александр Гревцов признался, что услышал от транспортников лишь одно стоящее предложение, которое можно записать в поручения администрации города. Оно касается беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями для посадки в автобусы. А вот с утверждением насчёт исчезновения с архангельских улиц перевозчиков нелегалов он категорически не согласен.

«Сегодня они работают под легальными вывесками, у них есть вторые транспортные ленты, у них есть серая зарплата. Соответственно, они таким образом уходят от налогов, за счёт которых живут наши горожане. Когда утверждался тариф в 21 рубль, то во главу угла ставилось условие замены «пазиков» на комфортабельные автобусников. В результате в прошлом году одни ржавые машины оной марки заменили на другие такие же, менее ржавые. В них не объявляются остановки, окна заклеены всевозможной рекламой, так что люди ничего не видят и проезжают те места, где им надо выходить. Я понимаю нежелание автобусников переходить на электронную систему оплаты – ведь она даёт возможность проконтролировать все финансовые потоки. А им так не хочется показывать свои реальные доходы», – подчеркнул он.

Переговоры будут продолжены

В итоге достаточно бурное совещание, несмотря на эмоциональный накал, остановилось на варианте дальнейших переговоров и выработки совместного взаимовыгодного решения. Правда, когда оно будет готово – сказать не берётся никто. Было много сказано и об опротивевших всем «пазиках», и о перерабатывающих водителях, которые вынуждены потом поправлять свою психику в соответствующих медучреждениях, и о нескончаемых претензиях населения к организации перевозок. Но единого мнения пока не выработано.

Впрочем, руководитель Ассоциации транспортников региона Андрей Попов не теряет надежды на благоприятное решение вопроса, даже не взирая на столь жёсткую критику в свой адрес.

«Мы добиваемся того, чтобы власть нас услышала. И заседание комиссии, надеюсь, приведёт нас к нужному результату, когда все озвученные нами нарушения будут устранены. Я спокойно выдерживаю все высказанные претензии, потому как согласен с тем, что у нас есть плохие перевозчики, от которых надо избавляться. Но есть и хорошие, поэтому нельзя всех грести под одну гребёнку. Власти надо понимать на кого она ориентируется – на местных перевозчиков или на кого-то извне. Если б власть была повёрнута лицом к нам, местным, то ещё в прошлом году по Архангельску ездили бы те самые большие и вместительные «ЛиАЗы», о которых так много говорят чиновники. Новые же «пазики», которые нам ставят в вину, были закуплены с лёгкой руки главы города. Перевозчику важна уверенность в завтрашнем дне, осознание того, что ему дадут нормально доработать прописанный в договоре срок. Тогда уже можно и говорить об обновлении подвижного состава. Нам говорят, мол, мы пытаемся давить на мэрию. Да, конечно пытаемся, чтобы быть ей услышанными», – так прокомментировал он для ИА «Двина Сегодня» итоги встречи в Архгордуме.

Виталий Айнуров
Перейти к комментариям